История советского автопрома 30-х годов

Самым известным и значимым заводом автомобилей в 30-х годах в СССР был Автомобильный Московский Завод, который также все знали как АМО.

istoriya-sovetskogo-avtoproma-30-x-godov

Продукция первого советского автозавода

В 30х на заводе АМО-ЗИС была проведена реконструкция и затем на завод было наложено создание лицензионных грузовиков США AUTOCAR 5S. Эти машины строились на основе деталей, привезенных из Штатов, но назывались они АМО-2.

Уже в 31-году здесь запустили первый советский конвейер для сборки машин и начали создание нового мощного двигателя, который называли АМО-3. Затем в 33-ем г. машина прошла модернизацию и далее ее выпускали под именем ЗИС-5.

В 34-м году предприятие снова претерпело реконструкцию, на завод привезли новейшее оборудование, которое в теории давало большие возможности и давало возможность выпускать около 100 000 машин за год. На основе имеющегося ЗИС-5 велись разработки его модификаций, и создавались машины для различных назначений.

Завод стал носить имя Сталина и все эти годы был передовым, одним из лучших. В создаваемых машинах постоянно использовались многие технические новинки, Так , например, на автомобили стали устанавливать гидропривод тормозов, двигатель с восемью цилиндрами, радио, стеклоподъемники и многое другое.

С 1936г по 1941г здесь выпускался автомобиль ЗИС-101 — это люксовый автомобиль в четырьмя дверями, семиместный лимузин.

Прототипом этой машины стал Buick 32-90. Первыми данную модель воспроизвели на автозаводе «Красный Путиловец», таких автомобилей было выпущено всего два. Данное достижение сразу стало известно прессе, газеты дали машине под именем «Ленинград-1» свое название — «Советский Бьюик».

При воссоздании этого автомобиля у специалистов на заводе появились проблемы, эта машина стала практически совершенной для тех лет, имела огромное количество технических опций. Например, двигатель оснащался сдвоенным карбюратором, подача воздуха к нему велась при помощи автоматической системы. Так добились поддержания нужной температуры охладительной системы.

Но на «Путиловце» недоставоло подходящего оборудования и специалистов, потому серийное производство было перенесено на другой завод — ЗИС.

Тогда конструктор Важинский уже в столице, упростил машину, чтобы сделать проще серийный выпуск таких авто. Тогда упразднили многие сложные механизмы, как, например, управление аморотизаторами из салона. Но зато было решено усилить кузов машины и укрепить раму, так как дороги в нашей стране все еще оставляли желать лучшего.

От Бьюика в машине остался инновационный (для 30-х годов) верхнеклапанный мотор с 8-ю цилиндрами.

Вскоре в Европе изменились критерии внешнего вида машин, и на завод поступило распоряжение также изменить кузов машины. Правда отечественных специалистов с нужными знаниями не было тогда, потому этот модернизацию поручили американскому кузовному ателье Budd, которому СССР за выполненную работу передало оплату в 500 000 долларов.

Теперь кузов был основан на каркасе из дерева. И главной проблемой создания машин тогда, был точный подгон всех деталей каркаса, или же они начинали скрипеть при движении. Вскоре кузов было решено обвешать листами из стали формованными, но такая сборка машины отнимала долгое время и для массовых машин использовался цельнометаллический кузов, как, например, для модели ГАЗ М-1.

Сборка машины в кузове лимузин началась в 37-ом году.

Такие машины поступали в распоряжение разных ведомств, их использовали в качестве такси. Например, в Москве в 13-м автопарке эти автомобили использовались для езды на большие расстояния. ЗИС-101 — часто заказывался для поездок в аэропорт. Для личного использования машины тогда не продавали, но получить их все таки можно было. Эти автомобили участвовали в лотереях, и стать автовладельцем можно было лишь выиграв.

Советские машины, которые производили тогда для высокопоставленных особ, были богато оснащены. В таких моделях было обязательным подогрев салона, радио, усиление тормозной системы и другое.

Горьковский автозавод

Это предприятие основали в 32-ом году, и сначала на нем собирали грузовые машины Ford. Но уже через год на нем собрали прототип автобуса, используя для этого фордовское шасси. Но серийный выпуск начался с другой модели, которая тоже собиралась на основе Ford, который назывался ГАЗ-03-30. С 33-го года здесь стали производить пикапы и седаны, под названиями ГАЗ-4 и ГАЗ-6 соответственно.

В это время на предприятии начали производство легковых машин, первых в СССР, ГАЗ-А. Эти машины выпускали с 32 по 36 год.

Самым примечательным советским авто до войны был ГАЗ-М-1, в котором тоже за основу был взят Ford Model B 40A Fordor Sedan, оснащенный 4-х цилиндровым двигателем.

Первые такие машины были выпущены уже в 35-ом году. Этот автомобиль сменил ГАЗ-А в серийном выпуске в 1936г. Его серийное производство было открыто в мае этого года. Всего с конвейера сошло 2524 автомобиля. Здесь и был использован цельнометаллический кузов, до этого нигде не применявшийся.

Буква «М» в названии машины была присвоена ей в честь В.М.Молотова, который был на тот момент главой правительства Советского Союза, и в честь его же и был назван завод, а «1» — значило просто номер модели.

В народе машину скоро назвали «Эмка», и она оставила в истории и неприятный отпечаток. В целом машина стала использоваться как транспортное средство командного состава во время войны, но так как этот автомобиль был ведомственным, он стал символизировать аресты и репрессии того времени.

 

  1. Почему сейчас наш автопром не может делать такие надежные автомобили, как раньше? Не могут, не хотят, или просто не дают делать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *