Как работает радар скорости?

Любой, наверное, знает, что такое полицейский радар, или уж точно слышал про них: в анекдотах, историях, из рассказов друзей. Можно по-разному относиться как к радарам, так и к нашей полиции, но нужно признать, что регулирование скорости, и контроль за ней необходимы для безопасности водителей и пешеходов.

Именно поэтому радары в разных своих проявлениях используются по всему миру. Где-то распространены радары в виде фотокамер, где-то в виде мобильных комплексов видеофиксации. Где попроще — это традиционные радары, которые только фиксируют скорость. Давайте разберемся, как все это работает!

kak-rabotaet-radar-skorosti

Как устроен полицейский радар?

Обычный полицейский радар использует в своей работе физический принцип, который называется эффект Доплера. Суть этого принципа заключается в том, что если источник сигнала движется относительно приемника, то сигнал будет приниматься приемником с измененной частотой. Более подробно это объяснено во врезке справа.

Эффект Доплера . Эффект Доплера, названный так в честь физика Кристиана Доплера был впервые замечен им в 1842 году. Этот эффект проявляется в изменении частоты волны, вызванное движением их источника или приемника. Проще всего обнаружить это явление, когда рядом с вами проносится машина с сиреной. При приближении к вам частота будет выше (звук, соответственно, тоже выше), а при удалении — наоборот.

Неизменённый звук можно будет услышать только в тот самый момент, когда машина проезжает мимо вас. В случае с отраженными от движущегося объекта волнами эффект будет в два раза сильнее, так как частота изменяется два раза: первый раз, когда волна поглощается движущимся объектом, и второй раз, когда испускается в виде отражения.

Радар состоит из двух основных компонентов: излучатель радиосигнала и приемник сигнала. Если направить прибор на движущуюся цель и включить его, он начнет посылать радиоволны в направлении цели, а затем улавливать отраженные волны. Только, в отличии от радаров, используемых в армии, полицейский радар фиксирует не задержку отраженного сигнала (зная задержку и скорость распространения сигнала в воздухе легко измерить расстояние), а изменение частоты у отраженного сигнала, и по этому изменению он может вычислить скорость цели.

При должно настройке, радар может быть установлен и на движущейся машине. Во время работы радар фиксирует сигналы, отражающиеся от всех объектов расположенных в направлении цели, в том числе, и от неподвижной дороги. Произведя дополнительные вычисления, с помощью сдвига частоты в сигнале отраженном от дороги, радар может вычислить скорость движения машины, на которой он установлен, а затем и скорость цели.

Современные радары, использующие в работе эффект Доплера могут обеспечить точность фиксации скорости с погрешностью не более 1 км/ч, даже при работе в движении.

Плюсы такого радара — они относительно дешевы, и просты в эксплуатации. Минусы — отсутствует видео-фиксация, невозможно использовать в атематическом режиме, определяются любыми, даже самыми дешевыми анти-радарами. Именно эти минусы и привели к появлению новых видов радаров, совмещенных с видео- или фото-камерой:

  • Стрелка
  • Паркон
  • Лазерные радары-биноколи

Как работает «Стрелка»

Автоматический программно-аппаратный комплекс «Стрелка» стоит на голову выше обычных радаров про всем параметрам. Он обеспечивает фото-фиксацию, контроль многих целей, как приближающихся, так и удаляющихся, сразу на нескольких полосах (до 5). Комплекс начинает следить за автомобилем за 300 метров, оставаясь незаметным для водителя. Радар бывает в двух модификациях: мобильная «Стрелка М», которую можно установить на треноге или на автомобиле и стационарная «Стрелка СТ», которая прикрепляется к специальным дорожным конструкциям или мачтам освещения.

«Стрелка» состоит из двух компонентов: самого радара и камеры с широкоугольным объективом. В основе радара лежит сканирующая установка, аналог которой используется в армии. Для обнаружения объектов он очень много раз в секунду посылает короткие радиоимпульсы в разных направлениях и ловит отраженный сигнал. Измерив задержку отраженного сигнала радар может вычислить дальность до объекта. А зная, как меняется дальность до объекта во времени, не сложно вычислить и скорость объекта.

Если сканирующий комплекс зафиксировал превышение скорости в любой точки видимости радара, он запоминает это и с помощью камеры делает фотоснимок автомобиля нарушителя, когда он проезжает под радаром. Обратите внимание, снижение скорости непосредственно перед камерой ничего не даст — радар уже «запомнил» нарушителя! Камера тоже не простая: сложная система объективов позволяет ей работать сразу на нескольких полосах (до 5), независимо от того, в какую сторону едут машины. Для точного определения номера используются фотографии в различных диапазонах: как инфракрасном, так и в видимом.

Точность «Стрелки» такова, что она позволяет фиксировать не только превышение скорости, но и другие нарушения: проезд на красный свет, езда по выделенной полосе для маршрутных средств, нарушение разметки и другие.

Как защититься от «Стрелки»

Что же сможет помочь водителям, которые любят нарушать? Рассмотрим несколько способов, которыми пользуются водители и посмотрим, насколько это эффективно:

  • Антирадары: Когда этот комплекс только появился — он казался неуязвимым: обычные антирадары его не могли обнаружить. Все дело в том, что для работы радар использует очень короткие импульсные радиосигналы. Сейчас эти сигналы могут определять только достаточно дорогие антирадары. А в режиме, когда радио-модуль выключен или отсутствует (устанавливают, например, над выделенной полосой для маршрутных транспортных средств), обнаружить по излучению его вообще невозможно!
  • Скрыть номер от камеры. В интернете достаточно много рекламы волшебной-чудо-нано- «и множество других эпитетов»-пленки. Тем не менее, против радара эта пленка не будет работать (либо будет закрывать номер так, что машину остановят на первом же посту). Тем более, за использование такой пленки уже начали лишать прав. Остается лишь снять номера (лишение прав, если остановят), или сильно заляпать грязью. Тогда могут остановить и заставить отмыть.
  • Водительская взаимопомощь XXI века. Как раньше было принято мигать дальним светом, предупреждая встречных водителей о «ГАИ», так сейчас принято оставить отметку о патруле или камере на одном из бесчисленных сервисов, которые собирают такую информацию. Пользоваться этими сервисами, чтобы избежать штрафов еще проще — на телефон устанавливается специальное приложение, которое отслеживает положение машины по GPS, и получает данные с сервера о наличии камер поблизости. В случае опасности — оно подает предупредительный сигнал. В плюсах у такого метода — абсолютная легальность, даже в тех странах, где запрещены антирадары. В минусах — опасные точки указываются в системе не сразу, хотя бы кто-то должен сначала проехать и указать их. Если вы едете первым — вам, возможно, не повезло

Другие радары: «Паркон» и «Визир»

Интересный факт. В отличие от ситуации со «Стрелкой», никто не запретит вам прятать номер от «Паркона», заслонив его газеткой или просто скрутив и убрав в багажник. Согласно правилам дорожного движения РФ, запрещена эксплуатация машины с закрытыми или неустановленными номерами, а стоянка — разрешена.

Кроме нарушения скорости и разметки, какие нарушения самые распространенные в России? Правильно, нарушение правил парковки (остановки). Для борьбы с этими нарушителями был разработан «Паркон», который устанавливают на специальные автомобили. Эти автомобили курсируют по определенным маршрутам, давая возможность радару заснять нарушителей.

По сути, «Паркон» является продвинутым видеорегистратором в комплекте со спутниковым приемником ГЛОНАСС и программным комплексом. Когда патрульный автомобиль проезжает вдоль улиц, где парковка запрещена, прибор, получающий координаты от спутникового приемника, начинает съемку. Программный комплекс обрабатывает видео и распознает номера автомобилей, попавшихся «на месте преступления». В случае контроля платных парковок, комплекс связывается с базой данных и проверяет, есть ли платеж на распознанный номер.

Но при первом проходе никакие штрафы не выписываются. «Паркон» повторно проезжает по этому же маршруту, но не ранее, чем через 15 минут. И во втором проходе, если нарушители, замеченные в первый раз не уехали (или не заплатили), информация о них с фотографией отправляется в специальную информационную систему, где уже печатаются «письма счастья» для владельцев автомобилей.

Вернемся к нарушению скорости. Если «Паркон» и «Стрелка» весьма эффективно применяются в автоматическом режиме, то «Визир» рассчитан на применение сотрудником полиции. Тем не менее, он обеспечивает очень высокую эффективность в борьбе с нарушением скорости: являясь, по сути, усовершенствованным радаром на основе эффекта Доплера, «Визир» использует лазерный луч вместо радиоволн, а также специальную видеокамеру для фиксации доказательств. Это решает одним махом сразу несколько проблем:

  • Точность наведения: лазерный луч наводится на цель гораздо точнее, и кроме того, отображается на видео, исключая возможность неверной трактовки доказательств.
  • Лазерный луч не может быть обнаружен большинством антирадаров, рассчитанных на старомодные радары. Против такого радара вы абсолютно точно не захотите прятать свои номера. Остаются только антирадар и взаимопомощь водителей.

Комментировать

Рекомендую прочитать