>

Как сделать автомобильную антенну?

Автомобильные антенны сегодня различны по назначению. В боевых условиях они ловят связь, а в мирных – каналы вещания и навигационную информацию. Автомобильная антенна представляет собой четвертьволновый вибратор с согласующими устройствами. Это сигнальная линия, а землей является корпус автомобиля. За счет двух этих составляющих становится возможным прием сигнала.

Ввиду простоты конструкции может быть изготовлена автомобильная антенна своими руками. Для этого следует определиться с назначением устройства, диапазоном волн, типом модуляции. Это три основные составляющие, закладываемые в конструкцию.

Разновидности автомобильных антенн

Мы уже упоминали про разновидности автомобильных антенн, теперь приведем полную классификацию:

  • Назначение:
  1. Прием радиовещания.
  2. Прием телевещания.
  3. Прием спутниковой информации для систем навигации.
  4. Связные автомобильные антенны.
  • В зависимости от того, как ведется установка антенн на авто:
  1. Магнитные.
  2. На присоске.
  3. Врезные.
  4. На резьбовом соединении.
  5. На струбцине.
  6. Встраиваемые.

kak-sdelat-avtomobilnuyu-antennu

  • По месту размещения:
  1. Наружные автомобильные антенны.
  2. Салонные (внутренние).
  • По типу усиления:
  1. Активные.
  2. Пассивные.

Наверняка опытный автолюбитель сможет сюда добавить и еще пару-тройку признаков, но мы ограничимся именно такой классификацией.

Величина автомобильной антенны сильно зависит от диапазона. Вот почему связные на 27 МГц имеют столь большой размер. Самые мощные разновидности достигают в длину 2-х метров, но по науке должны быть выше еще на 50 см. Для согласования отличий между реальным размером и четвертью длины волны существует «удлиняющая» катушка в основании.

Для использования установка автомобильной антенны для связи ведется строго вертикально. Это обусловлено типом поляризации. Хотя каждая связная антенна может и наклоняться посредством барашка или рычага, чтобы не сломаться в лесу или преодолеть пролет низкого моста. Дело в том, что связными антеннами пользуются по большей части водители крупногабаритных фур. Допускается установка на джипы и прочие авто, но в некоторых случаях вид получится достаточно неказистый.

kak-sdelat-avtomobilnuyu-antennu-1

Цифровая автомобильная антенна для приема ТВ обычно выглядит как милицейская мигалка, только выполнена в другом цветовом решении. В самом устройстве нет ничего сложного, оно просто должно принимать частоту порядка сотен МГц. Например, первый мультиплекс в Москве находится на 559 МГц.

Цифровая автомобильная антенна на магните размещается обычно на крыше, а провод проходит прямо над дверцей без каких-либо доработок. Сигнал имеет горизонтальную поляризацию, задача устройства в том, чтобы принимать его с любого азимута.

Антенны радиовещания также не отличаются большим размером, но поскольку длина волны чуть выше, то и габариты поболее. Это могут быть как небольшой высоты штыри, наподобие тех, что принимают сигналы раций, но покороче, так и «мигалки».

В этом плане вполне можно случайно купить антенну для автомагнитолы, которая предназначена для телевизионного приемника. Чтобы не ошибиться, читайте в магазине технические характеристики:

  1. Радио обычно обозначается, как FM или AM (частоты порядка 70 — 108 МГц).
  2. Телевидение — DVB – T (частоты до 900 МГц).
  3. Навигация – GPS (порядка 400 МГц).
  4. Радиосвязь – СВ (в районе 27 МГц).

Дело в том, что иногда дилеры даже не удосуживаются указать всех возможностей антенны. Так может быть приведен диапазон от 400 до 530 МГц и упомянуто, что имеется возможность приема сигналов GPS. Остается только догадываться, что еще умеет такой образчик, потому что на первый московский мультиплекс он не попадает. На частотах выше 400 МГц работают некоторые портативные рации, в том числе ведомственная связь МВД.

Осталось обратить внимание на разъем. Обычно он совпадает с подавляющим большинством устройств, для которых предназначен, однако выверить этот вопрос будет не лишним. Говорят, что внешняя автомобильная антенна лучше ловит, но это касается преимущественно приема в городе.

На трассе стекла обычной легковушки не создадут серьезных препятствий. Зато внутрисалонные автомобильные антенны при монтаже проще. Суть в том, что они стоят ниже наружных, отсюда и худшее качество.

В продаже найдутся самые разные гибридные модели, вплоть до варианта Все в одном. Более того, можно переключать прием с городского на шоссейный. Отличие в чувствительности и особенностях подавления помех. За счет этого за городом дальность приема увеличивается до 80 км.

Бывают и своеобразные тандемы. В этом случае имеется пара с виду похожих штырей, один из которых для телевещания, а другой для радио или связи. Естественно, чтобы пользоваться всеми прелестями набора, необходимо иметь в наличие соответствующее приемное оборудование.

Как сделать автомобильную антенну своими руками

Вся сложность в том, что корпус авто непрерывно находится в движении. Поэтому обычные наземные бытовые антенны в этом случае будут иметь мертвые зоны приема. Возникнут достаточно продолжительные промежутки времени при маневрировании, когда прием отсутствует. Это касается горизонтальной поляризации, но не вертикальной!

В последнем случае антенне все равно, с какой стороны придет сигнал. Она же стоит вертикально! Это мы сейчас говорили про обыкновенные рамочные биквадратные антенны и четвертьволновые вертикальные вибраторы. А теперь посмотрим, что бывает еще в природе полезного.

kak-sdelat-avtomobilnuyu-antennu-2

Как сделать автомобильную антенну своими руками, чтобы она:

  • не вызвала нареканий сотрудников ГИБДД в связи с излишней доработкой корпуса;
  • встала прямо в салоне;
  • обеспечивала надежный прием на частоте радиосвязи;
  • обладала высоким КПД (так как ей нужно будет работать и на передачу).

Обычные четвертьволновый вибратор подходит для этого случая плохо. Сложен в изготовлении, имеет сравнительно большие размеры (см. выше), сложно крепится, мешает при езде. Вот что придумали автолюбители для автомобилей ВАЗ 2106 (опытный радиолюбитель сможет переделать задумку под практически любую марку машины).

Используется рамочная конструкция, которая прокладывается прямо под уплотнителем заднего стекла авто. Естественно, она чуть заужена кверху и вообще имеет немного не те размеры, которые требуются на частоте 27 МГц, поэтому в центре находится конденсатор, которым производится настройка автомобильной антенны в резонанс на нужном канале. Обратите, внимание, что приемных частот две, например:

  1. 27 и 65 МГц.
  2. 28,2 и 68 МГц.

Верхний резонанс как раз приходится на нижний диапазон вещания радио. Схема автомобильной антенны проста:

  • Необходимо проложить провод МГТФ 0,5 по периметру заднего стекла трапецией:
  1. Верхняя грань 56,5 + 56,5 см.
  2. Нижняя грань 66,5 + 66,5 см.
  3. Боковины 22,5 + 22,5 и 45 см.
  • Плюсы стоят так, где будем добавлять провода для согласующего конденсатора и снимать сигнал кабель\ем РК – 50.
  • По самой середине стекла вертикально идут к центру два провода, где крепится ровно в центре подстроечный конденсатор (5 – 25 пф). В длину они составляют 45 см каждый. Поэтому придется свить их зигзагом и уложить под изоляционную трубку.
  • Кабель паяем с той боковины, где провод посередине обрезан. С противоположной стороны разрыва быть не должно.

Ну, вот в общем и все. Подключение автомобильной антенны идет через разъем, который используется связным оборудованием. Длина кабеля не должна быть большой, еще точнее – следует ее взять по возможности меньше. Поскольку антенна у нас пассивная, то в тракте до приемника сигнал будет сильно затухать. Если реально связное оборудование поставить прямо у заднего стекла, то именно так и стоит сделать.

Преимущества самодельной рамочной автомобильной антенны

А теперь смотрите, в чем преимущество. Едва ли наша антенна для авто своими руками будет отличаться слишком большой дальностью действия или выказывать чудеса приема, но при этом она не уступит некоторым заводским моделям, которые монтируются на крышу и имеют высоту большую, нежели сама легковая машина.

Это несомненный плюс в лесу, да и в городе не помешает. К тому же нет надобности мотать согласующее устройство. А это не так просто, потому что помимо точной выдержки количества и шага витков необходимо будет найти нужную толщину провода. Все это придется герметизировать, что потребует покупки целого ряда дополнительных материалов.

Вы поймете о чем речь, если хоть раз держали в руках рацию. У нее антенна покрыта плотным герметиком, причем такие приборы позволяют вещать в лучшем случае на пару километров. Да и то, если местность не пересеченная. В нашем случае достигаются простота монтажа, легкость конструирования, доступность для любого пользователя.

Конденсатор нам необходим потому что контур укороченный. По утверждениям автора идеи коэффициент составляет 0,3. Серединными шлейфами выполняется электрическое удлинение рамки до нужного размера, а конденсатор гасит ее реактивное сопротивление для согласования с кабелем РК – 50 и позволяет настроить всю систему в резонанс.

Автор утверждает, что антенна достаточно широкополосна. То есть в большинстве случаев можно будет выполнять монтаж на заднее стекло почти любого авто без серьезных изменений в конструкции. Настройка ведется по минимуму коэффициента стоячей волны.

В некоторых случаях купить антенну для автомобиля и установить ее выйдет не только дороже и сложнее, но и обеспечит меньшим качеством приема. В приведенной же конструкции нет ничего трудного, и на досуге ее может попробовать в деле каждый автолюбитель. Мачта под два метра явно не подойдет легковой машине, она больше уместна на танке! Которые, как известно, грязи не боятся.

Комментировать

Рекомендую прочитать