Как устранить течь радиатора охлаждения?

Система охлаждения автомобиля является многоступенчатым и сложным механизмом. При сгорании топливной смеси в двигателе, на нее воздействуют высокие температуры и давление. Под такими нагрузками, без качественного охлаждения двигатель может достаточно быстро выйти из строя.

Состоит она из радиатора охлаждения жидкости, масляного радиатора, «обратного» (центробежного) насоса, расширительного бачка и термостата.

Иногда система охлаждения автомобиля может дать течь. О причинах, последствиях и устранении подобной проблемы речь и пойдет в данной статье.

Чем опасна постоянная утечка охлаждающей жидкости?

Постоянная утечка охлаждающей жидкости прежде всего может вызвать перегрев двигателя, которая может быть вызвана неспособностью системы охлаждения эффективно отводить образующееся в двигателе тепло.

Перегрев ГБЦ может привести к быстрому изменению ее конфигурации и нарушению целостности прокладки. Помимо этого, если автомобиль будет эксплуатироваться игнорируя сигнал датчика температуры, двигатель может заклинить, что уже обернется дорогостоящим ремонтом.

Так же стоит отметить и тот факт, что работа системы охлаждения связано и с образованием в нем достаточно высокого давления, да и температуру циркулирующей жидкости в ней никак нельзя назвать низкой.  Небольшая трещина в радиаторе, под воздействием горячей жидкости и высокого давления может внезапно увеличиться, вызвав своеобразный гейзер с кипятком. Последствиями его попадания на кожу могут стать серьезные термические ожоги, которые потребуют врачебного вмешательства.

Причины утечки

Существует на так уж и много причин, которые могут у радиатора вызвать проблемы. Все их можно разделить на два типа. Это механические причины и естественный износ, которые способствуют различным повреждениям, нарушающим целостность и герметичность устройства.

Пробой и течь радиатора может вызвать даже маленький камень, который случайно вылетел из-под колес.

Иногда автомеханикам приходиться сталкиваться и с другим фактором, который заключается в лобовом столкновении с другими автомобилями. В некоторых случаях даже незначительный удар в бампер может стать причиной пробоя.

Помимо этого к механическим причинам можно отнести и ремонтные работы, которые не аккуратно могут быть сделаны начинающими автолюбителями. Не редко это приводит к повреждениям важных деталей и узлов устройства.

Во вторую группу можно отнести коррозийный процесс и естественный износ, которые также могут вызвать течь радиатора.  Помните, даже незначительные царапины или сколы могут достаточно быстро превратиться в очаг активной коррозии, в связи с чем рекомендую все же вовремя обратить на это внимание.

Порой обнаружить незначительные трещины бывает довольно сложно, но все же, если за дело взяться серьезно, то повреждения все же можно найти.

Пайка радиатора охлаждения

1). В первую очередь нам необходимо снять радиатор. В специальную емкость сливаем охлаждающую жидкость, отсоединяем все патрубки, окручиваем болты крепления и вынимаем узел.

2). Далее нам необходимо определить, в каком именно месте находиться течь.

  • Визуально. Предварительно перед снятием заводим движок, прогреваем его до 80 градусов и взглядом пробуем найти место утечки. После демонтажа также внимательно осматриваем узел. В случаи с крупным дефектом, найти место утечки будет не так уж и сложно.
  • Если чтото не получилось. Демонтированный радиатор опускаем в ванную, к одному из патрубков присоединяем работающий компрессор для подкачки шин. Точное место дефекта можно будет определить по пузырькам воздуха.

3). После этого нам нужно будет определиться с методом пайки.

  • Небольшой пробой. В случаи с небольшим пробоем, на проблемное место заливаем припой.
  • Обширное повреждение. В случаи с относительно обширным повреждением, нужно будет уже поставить латку и пропаять ее по контуру.

Инструкция

Вам потребуется:

  • Паяльник (от 100 Вт и выше);
  • Флюс;
  • Припой;
  1. Место пайки очищаем от грязи и пыли, просушиваем.
  2. Далее наносим сюда канифоль или паяльную кислоту (является наиболее предпочтительным вариантом).
  3. В случаи небольшой пробоины олово равномерным слоем распределяем по обрабатываемому участку.
  4. Если повреждение большое, то ставим медную или латунную заплатку, после чего аккуратно ее припаиваем по периметру. Заплату можно вырезать из старого радиатора охлаждения. Легкоплавкий припой рекомендуется использовать марок ПОС­Су 30-0,5 или ПОС­Су 25-2.
  5. В случаи, если радиатор является алюминиевым, то здесь имеются свои особенности. Весь процесс может сорвать мгновенно образующаяся оксидная пленка, в связи с чем рекомендуется использовать активный флюс и алюминиевый припой.
  6. Если повреждена трубка и к ней имеется возможность доступа паяльником, место пайки прогреваем, трубочку аккуратно извлекаем. Далее в зависимости от характера и площади повреждения, либо производим пайку, либо заменяем на новую.
  7. Если все же в трубке наружного доступа нет, то можно поступить следующим образом. Во-внутрь трубочки вводим нагретый прут подходящего диаметра. После того, как припой размягчится, удаляем его вместе с трубкой.

Пайку радиатора также можно произвести и газовой горелкой, что подробно описано в видеобзоре.

Как устранить течь в радиаторе герметиком?

Герметик является специальным составом для заделывания трещин и отверстий в системе охлаждения и в частности в радиаторе.

Герметизирующие вещества бывают нескольких видов:

  1. Порошок. Засыпаем в радиатор при возникновении течи охлаждающей жидкости. Самым простым и популярным вариантом у владельцев автомобилей отечественного производства является горчица. Некоторыми автолюбителями даже используется для этих целей табак и другие не менее экзотические вещества.
  • Достоинства. К достоинствам сухих средств можно отнести дешевизну и возможность устранения дефектов небольших размеров (до 1 мм).
  • Недостатки. Имеется и существенный недостаток, который заключается в том, что забиваются не только места протечек, но и каналы радиаторов в системе охлаждения и отопления салона.
  1. Жидкие препараты. В основе препаратов подобного типа полимеры с добавлением мелких частиц металлов. Как правило подобные средства используются для устранения течи в блоке двигателя, но и частично в радиаторах. Принцип действия следующий: полимеры цепляются за небольшие шероховатости и острые края и обволакивают их.
  • Достоинства. К достоинствам данного варианта можно отнести то, что герметик постоянно находиться в охлаждающей жидкости и при его замене удаляется из системы охлаждения.
  • Недостаток. Полимерным препаратом можно заделывать только небольшие отверстия (не более 1 мм);
  1. Современные средства полимерного типа. Средства подобного типа в своем составе имеют специальные волокна. Ярким примером такого вещества можно назвать герметик для радиаторов LAVR STOP LEAK. Благодаря волокнам улучшается сцепление частиц средства между собой и краями трещин.
  • Достоинства. Главное достоинство данного варианта заключается в том, что за несколько минут можно заделать отверстие до 2 мм.
  • Недостатки. Высокая стоимость.

Герметик для радиатора авто – применение

Главная ошибка большинства автолюбителей заключается в том, что они не знают основную функцию греметика. А она проста – устранение течи охлаждающей жидкости при временном его использовании. Следовательно, использовать греметик рекомендуется только в том случаи, когда нет возможности устранить течь в стационарных условиях или в гараже.

Если для устранения причины течи все же был использован герметик, то при возможности сливаем охлаждающую жидкость, промываем систему и производим полноценный ремонт радиатора.

Действия водителя при использовании герметизирующих препаратов:

  1. На возникновении течи из радиатора при движении может указать датчик температуры. Если автомобиль на стоянке, то лужа охлаждающей жидкости может нам сказать о том, что необходимо проверить его уровень.
  2. В случаи, если такая проблема все же возникла, то глушим двигатель, ждем пока остынет охлаждающая жидкость и приступаем к осмотру повреждения. Если жидкость все же продолжает течь, том под этим местом устанавливаем емкость для его сбора.
  3. Помните! Открывать крышку радиатора автомобиля на работающем или горячем двигателе нельзя, так как это может привести к серьезным ожогам.
  4. Если у вас под рукой порошок или жидкое средство, то помещаем ее в радиатор в соответствии с инструкцией.
  5. Далее на несколько минут заводим двигатель, глушим и через некоторое время снова проверяем наличие течи на работающем агрегате.
  6. Если место течи является небольшим, герметик был использован в соответствии с инструкцией к нему, то охлаждающая жидкость больше не должна протекать.
  7. В случаи, если дефект все же не удалось устранить, то это нам может говорить о том, что отверстие большое. В этом случаи без пайки уже не обойтись

Как правильно выбрать герметик?

Облегчить выбор поможет сводная таблица с двумя характеристиками: время закупорки отверстий разного диаметра и уровень отложений. Для оценки последнего параметра использовали массу термостата до и после применения присадки. Такое испытание герметиков проводили на кафедре “Двигателей внутреннего сгорания” Санкт-Петербургского политехнического университета.

Таблица

Из таблицы видно, что герметики справляются с микротрещинами успешно, даже большие отверстия перекрываются на протяжении 2-10 минут.

Как устранить течь в радиаторе холодной сваркой?

Для устранения течи из радиатора можно использовать и «холодную сварку» — термостойкие герметики-клеи, в состав которых введен порошок из металла. Выпускается как в готовом виде, так и в виде отдельных компонентов, которые для получения однородной массы необходимо друг с другом перемешать.

Это «пластилин» который наноситься на поврежденную деталь, после предварительной ее очистки и обезжиривания. Для схватывания холодной сварки необходимо всего лишь пару минут, но на полное затвердение потребуется около 1 часа.

Благодаря тому, что холодная сварка достаточно хорошо держится и имеет сходный с металлом коэффициент температурного расширения, такая заплата на протекшем радиаторе порой может прослужить несколько лет.

Какие еще существуют способы устранения течи?

Для быстрого устранения течи из пробитых трубок радиатора. Можно трубки радиатора заглушить. Для этого оба рваных края каждой трубочки загибаем и зажимаем пассатижами. Данный способом подойдет только в том случаи, если пробито не более 5 трубок и если радиатор является алюминиевым, и нет возможности запаять.

Когда радиатор алюминиевый и у него пробит пластиковый бачок. Если длина пробоины не слишком отличается от ширины, то для заделки пробоины можно использовать резиновую заглушку.  Из резины (толщина не менее 1 см) вырезаем пробку по форме пробоины. По центру в ней проделываем отверстие диаметром 5 мм. В отверстие вставляем винт М6, на который накручиваем соответствующую ему гайку. Пробку вставляем в пробоину.

Винт следует закручивать до тех пор, пока сжатая им и гайкой заглушка, расширяясь не потеряет подвижность. Если шляпка винта или гайка будет проваливаться в отверстие, а пробка расширится недостаточно, подкладываем под них по шайбе. После того, как в систему зальете охлаждающую жидкость, может образоваться воздушная пробка. Убирается она расстыковкой верхней точки системы охлаждения автомобиля.

Если у патрубка медного радиатора трещина возле бачка. Зачищаем, обезжириваем и производим пайку, налив на нее толстый слой пайки.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *