Защита фар автомобиля

Лето, солнце, поездки за город… и убитые дороги, бесконечные ремонты, летящие из-под колес камни и камешки. Все это натолкнуло редакцию журнала «ГАИ» на мысль поискать в автосервисах услугу, что называется, на злобу дня. И она быстро обнаружилась: антигравийная защита кузова и фар автомобиля. На кузов мы не посмели замахнуться, а вот «антигравий» или, как его еще называют, бронирование фар попробовали освоить. Несмотря на малый фронт работ, дело оказалось не таким уж простым. В этом убедился фотограф и дизайнер журнала «ГАИ» Александр Осипов.

zashhita-far-avtomobilya

Непредвиденные обстоятельства

Наш фотограф еще в бытность студентом занимался созданием наружной рекламы с использованием полихлорвинила (ПХВ-пленки). Он же где-то год назад на личном опыте осваивал профессию тонировщика, успешно затонировав заднее стекло редакционного автомобиля. Поэтому его как самого опытного человека мы и отправили в компанию, где, среди прочего, занимаются «антигравием». Мастер-класс проводил хозяин, директор и главный специалист компании Олег Вячеславович.

Первое, с чего начинается любая работа с автомобилем, — это тщательная подготовка рабочей поверхности. При нанесении защитной пленки на фары, никакие детали снимать не нужно, все делается «по месту». Поэтому ученику сразу вручили специальную перфорированную ткань, обычный автомобильный стеклоочиститель, и он принялся старательно очищать передние фары и прилегающие к ним участки лакокрасочного покрытия от пыли и грязи.

В этот день на улице лил непрекращающийся дождь. Вся машина была сырая. И в конце локальной гигиенической процедуры Александр еще и просушил фары феном. Рабочая поверхность была готова.

zashhita-far-avtomobilya1

Но тут возникли непредвиденные обстоятельства. Тщательно осмотрев подготовленную оптику, Олег Вячеславович решил сделать еще и механическую полировку фар. Несмотря на то что подопытная Chevrolet Lacetti всего полгода как вышла из ворот автосалона, фары были испещрены мелкими «тычками» и царапинами — следами от прилетевших камешков и протирания не очень чистой тряпкой.

«Вот для этого и нужна защита, — нанося на полировальную машинку абразивную пасту, рассказывает учитель. — Если в экстремальных условиях опять придется протирать оптику грязной тряпкой, то защитную пленку не жалко. А фары — это заводская деталь, и стоимость ее замены несоизмерима с ценой «антигравия». С пленкой фара остается в девственном состоянии, как будто машина только что с заводского конвейера сошла. Обычно знающие люди приезжают к нам прямо из автосалона».

Понаблюдав за его работой, Александр смело взял в руки аппарат. С первого захода сладить со шлифмашинкой не удалось, абразив на большой скорости разлетался в разные стороны. Наконец, обуздав аппарат, он распределил средство по поверхности, потом добавил обороты и обработал вторую фару целиком. Мелкие «тычки» и царапинки полностью исчезли, глубокие — сгладились, стали более глянцевыми.

«Почти как новая», — резюмировал учитель, еще раз придирчиво осмотрев оптику.

zashhita-far-avtomobilya2

Демонстрационная площадка

Дальше по плану урока значилась непосредственно оклейка. На столе уже лежали куски пленки, отдаленно напоминающие по форме фары. Как в большинстве случаев работы с подобными материалами, будь то оклейка кузова винилом или нанесение тонировки, заранее приготовленных лекал не существует, все делается сразу, «на глазок», а вырезать нужную форму приходится на весу.

Наносить «антигравий» можно только вдвоем, чтобы равномерно распределить пленку по поверхности, слегка натягивая ее в разных направлениях. Поэтому было решено, что левая фара Lacetti станет демонстрационной — Олег Вячеславович сделает ее вместе со своим помощником.

Операция заняла каких-то пять-десять минут. С пленки быстро сняли защитный слой, обработали специальным клеящим составом, включающим гель, воду и изопропиловый спирт. Его готовят самостоятельно здесь же и только по фирменной технологии производителя пленки, чтобы во время эксплуатации она не пожелтела и не потеряла свои защитные свойства.

Этим же средством побрызгали саму фару. После этого приложили пленку, слегка натянули и зафиксировали на кузове. В руках учителя замелькал желтенький ракель, которым он мягко, но быстро приглаживал пленку от середины к краям фары, выгоняя лишний воздух и влагу. «Желтенький» сменился острейшим лезвием, которым Олег Вячеславович орудовал так же скоро и умело.

«Не отрывая руки, делаем длинный надрез, — комментировал он попутно. — Тут не нужно прорезать насквозь, все равно не получится, потому что пленка очень плотная. Главное, чтобы был слышен характерный свист. Полностью, насквозь, прорезаем только край, который уйдет в отходы, теперь резко, рывками тянем за конец, и лишняя пленка легко отрывается».

В один рез он прошелся сначала по верхнему краю фары, потом по нижнему, обернул ракель чистым лоскутом ткани и еще раз обработал края: «Тут давить не надо, клей уже схватился, наша задача — собрать остатки влаги. Если слишком сильно надавливать, пленка вытягивается, а она должна прилипать в естественном состоянии, без натяжения».

Готово. Можно было, конечно, просушить пленку феном, но естественная просушка предпочтительнее — если феном где-то перегреть, могут появиться искажения. А оптика должна всегда быть в идеальном состоянии.

zashhita-far-avtomobilya3

Методом спринцевания

В работе над второй фарой место помощника рядом с Олегом Вячеславовичем занял наш Александр. Со следующего куска пленки опять быстро сняли защитный слой, обработали клеящим составом, приложили пленку, натянули… Теперь ракель взял в руки Александр и принялся раскатывать пленку от центра к краям.

«Вот здесь у тебя пропущен участочек, смотри внимательно», — говорили ему. Тут же по краям начали образовываться достаточно большие стрелы. Чтобы убрать излишнее напряжение, приходится в одном месте отклеивать пленку, немного менять угол натяжения, легкими надавливаниями распределять морщины на большую площадь и заново приклеивать. Вообще-то делать это нежелательно: чем больше пленку отрываем, тем больше искажений может возникнуть в результате. Но иначе положение не исправить.

«Стеклышко сложное, сильно сопротивляется, — объясняет мастер. — Был бы это Lacetti хетчбэк, все сделали бы быстро и качественно. У него очень простые фары, а у седана они не самые сложные, но и не самые легкие. Зато есть возможность почувствовать прочность материала, даже острым ножом его не просто прорезать».

Для антигравийной защиты фар в компании используется только полиуретановая пленка, по сути — высококачественная резина. В нашем случае это «Дюрашилд» — американский материал премиум-класса. Пусть он и подороже, и работать с ним сложнее, чем с бюджетными пленками типа оракал, которые предлагают во многих сервисах, но он весьма качественный, обладает идеальной прозрачностью и повышенной устойчивостью к ударам.

Действительно, резать его непросто, особенно с образовавшимися по краям морщинами. Но Александр все-таки справляется и с этим. И когда дело подходит к завершению, замечает, что посередине образовался пузырь. Вот это незадача. Оказывается, что выгнать воздух отсюда ракелем уже не удастся — клей схватывается слишком быстро. Но для решения этой проблемы есть другой метод — сгладить острые края пузыря и проколоть его.

zashhita-far-avtomobilya4

Александр берет в руки тонкий «инсулиновый» шприц и тончайшей иглой пытается сделать прокол. Но пленка действительно настолько прочная, что удается это не сразу и только под определенным углом. Потом легкими нажатиями он выдавливает воздух.

На поверхности еще в нескольких местах обнаруживаются едва заметные вздутия. Но они уже не страшны, поскольку внутри — не воздух, а влага, и после полного высыхания мелкие пузырики исчезнут сами по себе.

«Все просыхает на 100%, срок окончательного высыхания пленки — до недели, — на собственном опыте давно убедился специалист. — Для этого фирменные гели и существуют — они не оставляют после высыхания никаких следов».

Вывод, который сам собой напрашивался после этого урока, — не все так легко, как кажется со стороны. Это один из немногих случаев, когда стоит поспешить. Все операции при нанесении «брони» нужно делать нежно, мягко и быстро — практически одновременно и за один раз.

zashhita-far-avtomobilya5

Нанотехнологии

Осмотрев работу, Олег Вячеславович остался доволен. Для первого раза получилось вполне прилично. Он даже признался, что с удовольствием взял бы Александра в помощники. А в качестве «награды» предложил сверху покрыть антигравийную пленку еще и наносоставом. Если правильно ухаживать за полиуретановой пленкой — наносить дополнительно восковые или современные наносоставы, обладающие водоотталкивающим эффектом, она прослужит долго, не менее 2-3 лет. Никакой тип мойки для нее не страшен, она совершенно спокойно переносит любую химию, используемую и при контактной, и при бесконтактной мойке. Боится «антигравий» только растворителей.

Последняя операция никаких трудностей не вызвала. Нанеся состав на поверхность, круговыми движениями Александр втирал его в течение минуты. После высыхания на фаре появился белесый налет, и осталось его только располировать. Даже чисто визуально фара заблестела еще сильнее (для сравнения вторую покрывать наносоставом не стали). Ну а когда мы выехали на улицу, то увидели, что и капли с нее скатываются гораздо лучше.
Дождь в этот день лил не переставая…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *