«Амперная нагрузка». Выбираем аккумулятор

Каждый более ли менее опытный автолюбитель знает, что стабильный запуск двигателя в морозы возможен, в первую очередь, благодаря надежному аккумулятору. Слабой или отработавшей свой ресурс батарее не хватит мощности раскрутить стартер, и двигатель просто не заведется.

Давайте разберемся, какие основные характеристики необходимо знать при выборе аккумулятора.

Основные характеристики аккумулятора:

Один из главных показателей – это емкость аккумулятора. Она измеряется в ампер часах –способности аккумулятора давать определенный ток на протяжении определенного времени. Грубо говоря, аккумулятор мощностью 60 Ач способен давать ток 1 ампер на протяжении 60 часов, или 3 ампера в течение 20 часов и т.д.

Для нормальной работы двигателя, должен быть использован аккумулятор соответствующей емкости (подробное соотношение «объем двигателя/емкость аккумулятора» смотрите в таблице).

Таблица оптимального соотношения объема двигателя и емкости аккумуляторной батареи
Рабочий объем двигателя, куб. дм. Емкость аккумуляторной батареи, Ач
Бензиновые карбюраторные двигатели
менее 1,2 44
1,2 — 1,8 55
1,8 — 2,5 62-66
2,5 — 4,5 75
4,5 — 6,2 90
6,2 — 8,0 132
Бензиновые двигатели с впрыском топлива
менее 1,6 44
1,6 — 2,5 55
2,5 — 3,0 62
3,0 — 3,5 75
более 3,5 90 и более
Дизельные двигатели
менее 1,5 55
1,5 — 2,0 62
2,0 — 2,7 75
2,7 — 3,5 90
3,5 — 6,5 132
более 6,5 190 и более

Если производитель автомобиля не настаивает на использовании определенного типа аккумулятора, его емкость можно примерно определить по этой таблице. В случае, если ваш автомобиль оборудован дополнительными энергопотребителями, такими как сигнализация с прогревом или мощная аудиосистема – дополнительные 5, 10 ампер часов для вашему аккумулятору не помешают.

Следующим не менее важным показателем является пусковая мощность (указывается в амперах). Этот показатель определяет максимальную мощность, которую может выдать аккумуляторная батарея в течение 30 секунд, при температуре воздуха -18 градусов по Цельсию. При понижении температуры существенно возрастает плотность электролита, повышается его вязкость и, как следствие, он тяжелее проникает в поры свинцовых пластин.

Снижается скорость прохождения химической реакции и уменьшается время, в течение которого аккумулятор может выдавать необходимый пусковой ток.  От пусковой мощности напрямую зависит то, насколько легко аккумулятор способен запустить холодный двигатель (конечно, при условии, что двигатель исправен, залиты необходимые жидкости и все периферические системы в порядке).

Третьим показателем, который необходимо знать — это резервная емкость. Эта характеристика указывает на то, как долго способен аккумулятор поддерживать жизнь в автомобиле со сломанным генератором – на протяжении скольки минут он сможет давать ток 25 А. Но будем надеяться, вам эта возможность ни когда не пригодится.

Естественно, при выборе аккумулятора не стоит забывать про его габаритные размеры и способ крепления. У разных автомобилей они могут не совпадать, поэтому при покупке лучше посоветоваться с продавцом- консультантом, либо посмотреть габаритные размеры аккумулятора стоявшего прежде.

Несколько слов стоит рассказать об основных технологиях производства аккумуляторов. Существуют основные типы: малосурьмянистые, кальциевые, гибридные и гелевые.

Малосурьмянистые батареи производятся с использованием свинцово-сурьмянистого сплава, электроды обеих полярностей на основе литых токоотводов. Плюсами таких аккумуляторов является их нечувствительность к периодическим глубоким разрядам, а также их доступная цена. К минусам отнесем повышенный расход воды, особенно при перезаряде, который может привести к необходимости подливать дистиллированную воду. Также малосурьмянистые батареи обладают существенно меньшим  током, чем другие аккумуляторы тех же размеров.

Кальциевая технология — в электродах в качестве легирующей  добавки используется кальций, который, в отличие от традиционных малосурьмянистных  аккумуляторов, снижает выкипание  воды в разы. Минусом является то, что кальций в обоих электродах существенно снижает способность аккумулятора восстанавливаться после глубоких разрядов, особенно при низких температурах. Это самый распространенный тип аккумуляторной батареи.

Такие аккумуляторы установлены в большинстве иномарок и новых отечественных автомобилей. Они не требуют доливки жидкостей, обладают хорошей работоспособностью при низких температурах и не нуждаются в дополнительном обслуживании. Главный недостаток таких батарей в том, что они боятся глубокого разряда, поэтому их не стоит устанавливать в машины с неисправной проводкой или экстремально высоким энергопотреблением (обладатели аудиосистем высокого звукового давления отлично знают, о чем идет речь).

Положительной особенностью таких аккумуляторов является низкий саморазрад, они практически не разряжаются при длительном хранении.

Между кальциевыми и сурьмянистыми аккумуляторами не так давно появился посредник — гибридные аккумуляторы, выпускаемые нашими соотечественниками из славного города Свирска. Суть их отличий от предыдущих двух типов заключается в том, что разработчики поселили в одном корпусе как кальциевые, так и малосурьмянистые электроды.

Гибридная технология позволила совместить плюсы обоих типов батарей и по возможности сократить их минусы. Так, гибридные аккумуляторы имеют больший пусковой ток, чем просто сурьмянистые, они гораздо меньше кальциевых боятся глубокой разрядки и практически не выкипают на жаре.

Следом идут самые дорогие типы батарей — гелевые и AGM-аккумуляторы. Это конкурирующие технологии, но они находятся примерно в одной ценовой категории.  Оба этих типа не так распространены в России т.к. их стоимость значительно выше стандартных.

В силу конструктивных особенностей гелевые батареи имеют закругленную форму, т.к. аккумулятор состоит из банок. Внутри каждого резервуара находятся всего две пластины, свернутые в рулон, а между ними стеклотканевая прокладка-изолятор, пропитанная кислотным гелем. Внутри AGM-аккумулятора находится пористая стекловолоконная структура, пропитанная жидким кислотным раствором.

Перемежающаяся с плоскими (иногда спиральными) электродами губка-сепаратор плотно удерживает раствор внутри, не давая ему растекаться. Такой аккумулятор может работать в любом положении, ему, как и гелевым батареям, не страшны повреждения корпуса, кроме того, он очень быстро восстанавливается и имеет высокие показатели пускового тока.

AGM-аккумуляторы превосходят гелевые по рабочим характеристикам на морозе — они практически безразличны к температурным перепадам. Практически по всем показателям эти типы аккумуляторов обходят конкурентов, но их главным минусом, как это уже было озвучено, является его цена.

Правила эксплуатации аккумулятора в холодную погоду:

Главный фактор, влияющий зимой на стабильность работы аккумулятора – это частота пусков двигателя за сутки. Частые запуски в короткий промежуток времени или короткими «перебежками» с длительными остановками опасны для работы аккумулятора, между запусками он может не успевать заряжаться.

Еще одной проблемой для зарядки аккумулятора в условиях езды в городском потоке становится стояние в пробках. Пусть не каждый день, но периодически в пробку попадает каждый. Работа вентиляторов, фар, печки, обогрева стекла и прочие энергопотребители забирают больше электричества, чем производит генератор работающего на холостых оборотах двигателя.

Для того, чтобы восполнить потерю энергии, израсходованной за сорок минут простоя в пробке зимой, требуется минимум полчаса езды в нормальном активном режиме. В противном случае, энергии может не хватить на повторный запуск двигателя.

Что делать, если аккумулятор все-таки сел и машина не заводится?

Самым простым способом будет «прикурить» от другого автомобиля. Для этого вам потребуется комплект пусковых кабелей. Не стоит покупать самые дешевые провода, очень часто они оказываются кустарно изготовленными – следовательно, они не надлежащего качества и не рассчитаны на пусковую мощность тока аккумулятора. Такой кабель запросто может «закоротить» или загореться от перегрева.

Для начала отметим, что никогда не «прикуривайте» от автомобиля с работающим двигателем! Целесообразно будет непосредственно перед «прикуриванием» запустить двигатель исправного автомобиля на 10-15 минут. Это подстрахует более легкий запуск двигателя и, кроме того, обеспечит определенный подзаряд исправного аккумулятора перед предстоящей нагрузкой. После этого следует заглушить двигатель исправной машины и произвести «прикуривание».

При подключении севшего аккумулятора к внешнему источнику питания очень важно соблюдать правильную последовательность действий. Сперва подсоедините красный провод (или провод с красной клеммой) к клемме со знаком (+) на заряженном аккумуляторе. Теперь можно подключать второй конец кабеля к клемме (+) на севшем аккумуляторе. Далее, соединяем черный кабель с клеммой (-) на заряженном аккумуляторе, а второй его конец присоединяем с чистой точкой заземления на блоке двигателя или шасси автомобиля. Главное, не присоединяйте провод к подвижным деталям, вблизи от карбюратора или топливных шлангов.

Если первая попытка завести автомобиль окажется неудачной, повторите ее спустя несколько минут. Когда двигатель заведется, дайте ему поработать с присоединенными проводами еще несколько минут, после чего отсоедините провода в порядке, обратном тому, как вы их подключали.

Стоит оговориться, что прикуривание от чужой машины штука достаточно рискованная. Неправильное подключение или проблемы в проводке одного из автомобилей могут вывести из строя исправную машину –  сжечь ее проводку или компьютер. Но это уже тема для совсем другой статьи.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *