Автомобиль моды

Один из ведущих законодателей автомобильной моды — Carrozzeria Bertone S.A. — в этом году отмечает свой девяностолетний юбилей. На его счету множество концептуальных и серийных разработок, обогативших мировое автомобилестроение. От карет к автомобильным кузовам. В 1912 году двадцативосьмилетний мастер-каретник Джованни Бертоне (Giovanni Bertone) основал собственную мастерскую.

Через несколько лет он понял, что вскоре автомобили окончательно вытеснят гужевой транспорт, и в 1921 году начал осваивать изготовление автомобильных кузовов. Среди первых заказов были двухместные открытые кузова на шасси автомобилей SPA 23S и Fiat-501 Sport Siluro Corsa, а также постройка роскошного лимузина на шасси Lancia Kappa.

В то время, когда Джованни стал заниматься автомобильными кузовами, его сыну Джузеппе (Giuseppe) было семь лет.

Через два года сын, получивший прозвище Нуччо (Nuccio), начал работать в фирме отца и не бросил этого занятия даже во время учебы в колледже и университете. Сразу же после Второй мировой войны Нуччо Бертоне взял на себя руководство Carrozzeria Bertone. Это было тяжелое для семейного предприятия время.

Многие кузовные мастерские закрылись или были на грани банкротства — фирмы, наладившие массовое производство автомобилей, уже не нуждались в заказах кузовов на стороне. Друзья убеждали Нуччо сократить издержки, закрыв фирму до лучших времен, но Бертоне не отступал.

По всей Италии он искал заказчиков на эксклюзивные автомобили — спортивные или престижные, и во второй половине сороковых годов его фирма строит кузова для родстеров Fiat-500 Barchetta, купе Fiat-1100 berlinetta Stanguellini, гоночный Stanguellini-1100 и престижный кабриолет Lancia Aprilia. Награда за упорство.

В начале пятидесятых годов упорство Нуччо было вознаграждено: выставленные им в 1952 году на автосалоне в Турине купе и кабриолет, созданные на базе английского MG, заинтересовали американского миллионера Арнольда, который занимался импортом английских автомобилей Bristol в США.

От него ателье получило заказ на 200 автомобилей, который и спас итальянскую фирму от банкротства. Успех был закреплен победой в конкурсе на создание автомобиля «гран туризмо», объявленном Alfa Romeo.

Спроектированный дизайнером Скальоне кузов Giulietta Sprint оказался настолько удачным, что вместо запланированных 500 экземпляров общее число выпущенных автомобилей достигло 40 тысяч. Для всего мира Alfa Romeo Giulietta Sprint стала символом автомобиля «гран туризмо».

Реализация этого заказа принесла фирме немалые дивиденды: не только в Италии, но и за ее пределами становится модным заказывать «платье» у этого кутюрье. У Carrozzeria Bertone резко возрастает число клиентов, и среди них такие известные фирмы, как FIAT, Ferrari, Maserati, BMW и NSU. Сама Carrozzeria Bertone в это время из кустарной мастерской превратилась в солидное предприятие.

Ставка на аэродинамику В пятидесятые годы Нуччо Бертоне начал активно заниматься исследованием в области аэродинамики автомобильных кузовов, и наглядным результатом поисков в этом перспективном направлении стали обтекаемые прототипы Bat-5 (1953 г.), Bat-7 (1954 г.), Bat-9 (1955 г.) на базе моделей Alfa Romeo и Abarth Record (1956 г.).

Вызов «Пининфарине» Настоящий расцвет фирмы начался в шестидесятые годы. В Европе, окончательно оправившейся от последствий войны, стали пользоваться устойчивым спросом не только утилитарные машины, но и спортивные дорожные автомобили с совершенными аэродинамичными формами кузова и мощными двигателями, которые классифицировались как автомобили «гран туризмо».

Главными законодателями моды в этой области стали итальянские кузовные фирмы Carrozzeria Bertone и Pininfarina. Конкурирующие между собой компании создают в эти годы настоящие шедевры автомобилей «гран туризмо», оттачивая на многочисленных прототипах их классические пропорции.

У них сложилось разделение клиентуры: Carrozzeria Bertone работала в основном с Alfa Romeo, а ее конкурент — с Ferrari. Впрочем, были и исключения из правил: создание компанией Нуччо Бертоне прототипов Ferrari-250 (1960 г.) и Ferrari-250 GT (1961 г.), в облике которых были отражены мотивы автомобилей «Формулы-1» тех лет.

Но главный удар по сопернику, а заодно и по продукции ее самого именитого заказчика был нанесен в середине шестидесятых, когда случай свел Нуччо Бертоне и Ферруджо Ламборгини, основателя молодой фирмы, бросившей вызов Ferrari.

Первый же реализованный в 1966 году в металле заказ от Lamborghini — модель Miura — потряс своей эстетикой автомобильный мир. Miura была названа в прессе «главным произведением автомобильного дизайна» и даже «абсолютным шедевром». Это купе, ставшее символом совершенства, называли «итальянкой с самыми изящными формами после Софи Лорен».

Интересно, что начинал создавать это «самое фантастическое автомобильное произведение шестидесятых годов» один выдающийся стилист — Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro), шеф-дизайнер Carrozzeria Bertone с 1959 по 1965 год, а закончил заменивший Джуджаро на этом посту Марчелло Гандини (Marcello Gandini). Вслед за Lamborghini Miura в 1968 году была разработана модель Espada, перенявшая черты прототипа Bertone Marzal (1967 г.), а далее последовали спортивные монстры: Jarama, Urraco и Countach с поднимающимися «гильотинными» дверями.

Для ФИАТа Оценило новаторский подход дизайн-студии и руководство автогиганта FIAT, поточные линии которого выпускали обычные модели, функциональные и экономичные. Разбавить этот довольно пресный модельный ряд было решено спортивным четырехместным купе, заказанным у Carrozzeria Bertone.

Главным условием, которое поставил перед дизайнерской фирмой FIAT, было размещение под капотом новой модели мощной V-образной «шестерки» Dino V6. Показанный в марте 1967 года на автосалоне в Женеве Fiat Dino Сoupe удивил многих не только чистотой линий кузова (это был, несомненно, очередной шедевр Carrozzeria Bertone), но и редким тогда оборудованием: электростеклоподъемниками, кондиционером, обогревом заднего стекла.

Автомобиль стал раритетом еще при жизни — с января 1967-го по декабрь 1968 года было продано всего 3670 этих купе (по данным Carrozzeria Bertone — 3641 экземпляр). Дизайнеры Carrozzeria Bertone «приодели» и такого «гадкого утенка», как Fiat-850 (на вид — «горбатый» «Запорожец» с перед-ком от «ушастого»). В марте 1965 года он был показан на Женевском автосалоне в закрытом и открытом вариантах: Fiat-850 Sport Coupe и Sport Spider.

Последний оказался настолько удачным, что через три года в слегка обновленном виде был показан в Женеве. Собирался открытый вариант «восемьсот пятидесятого» на производственных площадях самой Саrrozzeria Bertone, его тираж достиг внушительной для такого типа автомобиля отметки — 132 546 штук.

Шедевром, без всякого сомнения, можно назвать и дебютировавший 26 ноября 1972 года двухместный среднемоторный Fiat Х 1/9. Идеи, заложенные в прототипе Runabout шестьдесят девятого года, были оперативно реализованы в этой оригинальной машине. Прозванный Baby Ferrari, он пользовался большим успехом в США, его выпуск достиг 180 тысяч экземпляров.

Впоследствии серийными моделями художественно-промышленной фирмы становятся следующие модели Fiat: 131 Rally (1976 г.), Ritmo Cabrio (1981 г.), Ritmo Supercabrio (1985 г.) и Fiat Punto Cabrio (1994 г.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *