Бесконечность — не предел

Глядя на проезжающий мимо мотоцикл, можно увидеть бесконечность. Все просто, присмотритесь: два колеса составляют «положенную на бок» восьмерку, символ бесконечности, этакую ленту Мебиуса, на которой нет верха или низа, ни конца, ни края. Мотоциклист, в отличие от автомобилиста, всегда в контакте с природой, он не укрыт крышей, не изолирован стеклами, он беззащитен и одновременно свободен.

От пробок, от асфальта, от парковочной проблемы. Больше пьянящей скорости, меньше пределов. Хотите мотоцикл? Наверное, да. Все о них знаете? Видимо, нет. Хотя бы элементарное — какие они бывают, мотоциклы? Какой нужен именно вам? Дорожный, спортивный, раллийный? Попробуем разобраться.

ДОРОЖНЫЕ МОТОЦИКЛЫ:

Классический мотоцикл (классик) 

Родоначальник мотоциклетного рода. Важнейший признак — прямая посадка водителя, удобство и неприхотливость в эксплуатации, спокойный дизайн, тяговитый, зачастую дефорсированный мотор, длинные передачи, удобные для городской езды с рваным ритмом.

Ресурс моторов, как правило, значительный — не менее 100 т. км; колеса часто литые (существенно легче варианта со спицами, на бескамерной резине легче заделывать проколы); комфортная крейсерская скорость — 120—140 км/ч; вес — 150—250 кг. Недостаток — низкая ветрозащита, для долгой езды по шоссе необходима кожаная куртка, краги и т. п. Достоинство — универсальность и цена.

Из-за малого числа пластиковых накладок классик еще называют «нэйкед» (голый). Яркий пример: Honda СВ 400, Yamaha FZ 400/600/1000, Suzuki GSF 400/1200/1250 Bandit и подражания.

Спортбайк

Kawasaki Z-1000 

Девиз, как в мультфильме «Тачки»: я — скорость. Масса — минимальна, мощность — максимальна, отличная аэродинамика и тормоза. Все прочее не имеет значения. Тягой на низах пренебрегают, поскольку спортбайк живет в основном в красной зоне тахометра. При литровом объеме мотора добиваются веса порядка 180 кг и такой же цифры лошадиных сил!

Эти адские машины без проблем преодолевают планку 250 км/ч, а до 200 км/ч разгоняются секунд за семь. По сути, спортбайк — это конвейерная версия двухколесных болидов Гран-при. Моторы — двух- или четырехтактные, от 50 до 1000 куб.см, чаще атмосферные, лишь некоторые снабжены инерционным наддувом.

Внешний вид — впечатляюще агрессивный, много обтекаемого пластика, очень низкая, «аэродинамическая» посадка. Долго на таком мотоцикле не проездишь — немеет спина и то, что пониже ее. В неопытных руках бескомпромиссный спортбайк просто опасен.

Примеры: Ducati 749, Honda CBR600F

Стритфайтер

Как правило, это переделанные спортбайки, с которых снят пластик, заменены руль, фары и глушитель. Теряется повседневная практичность и ветрозащита, но сохраняются ходовые качества. Назначение утилитарное — победа в уличных гонках. При этом мотор спортбайка дефорсируется на 20—25 % — на городских улочках вся мощь гоночного двигателя не нужна и даже мешает.

Примеры: Honda CB-600F Hornet и CB-900F Hornet, Yamaha FZ-6 и FZ-1, Suzuki GSR-600 и SV-1000S, Kawasaki Z-1000, Ducati Monster S4, Jawa 350, Suzuki Bandit 250—1250, Yamaha XJ400 Diversion

Турист 

Honda Gold Wing

Лимузины в мире мотоциклов. Комфорт посадки, большие топливные баки и багажные кофры, булькающий звук низкооборотистого двигателя, часто — много дополнительного оборудования (кондиционер, магнитола, даже подушки безопасности). Большой обтекатель нейтрализует поток встречного воздуха. Управляемость на троечку, зато как удобно в путешествиях! Цена приближается к автомобилям премиум-сегмента.

Примеры: Honda Gold Wing, Suzuki GV 1400LX Cavalcade

Спорт-турист 

BMW K1200GT

Компромисс между спортивными и туристическими моделями. Лучшая в сравнении с «туристом» управляемость и динамика.

Примеры: BMW K1200GT, Yamaha FJR1300A, Honda Blackbird 1100 XX, Honda VFR 800, Kawasaki ZZR, Suzuki GSX-F 600

Чоппер

Harley Davidson

Изначально чоппером (обрубком) американцы называли серийный тяжелый мотоцикл Harley Davidson, которому обрезали крылья и дорабатывали для участия в гонках. Облегчали и форсировали по максимуму. Сейчас, с появлением широкого ассортимента спортбайков, чоппер утратил гоночный смысл и стал олицетворением стиля.

Чоппер — это отсутствие пластика, огромное количество хрома, низкооборотистый двигатель (порой намеренно архаичной конструкции), часто V-образный, с поперечным расположением коленчатого вала. Привод либо цепью, либо зубчатым ремнем; крутящий момент тракторный, достигается уже в диапазоне 1500—3000 об/мин. Дорожный просвет невелик, зато вес — вплоть до 400 кг! Такой махине нужны хорошие дороги и сильные руки.

Подножки мотоцикла и передняя вилка вынесены вперед, широкий руль, седло — двухуровневое. Заднее колесо, как правило, огромное, шириной до 330 мм! Стихия чоппера — чинный променад по улицам города или отменному шоссе под восхищенные взгляды окружающих. Компания суровых мускулистых друзей-байкеров strongly recommended.

Классический пример — модельный ряд Harley Davidson, и подражания в духе Yamaha Virago. Есть и модель из России — Урал «Волк»: 750 куб.см, 45 л. с., 152 км/ч!

Круизер 

Kawasaki Vulcan

Тяжелый мотоцикл для комфортабельной езды, бывают и с обтекателями или ветровыми стеклами. Посадка вполне удобная, прямая и низкая. Руль чуть меньше, чем у чоппера, а вынос подножек для ног немного ближе. В остальном круизер и чоппер — родные братья. Несмотря на приличный вес, круизер легко «уделает» на прямой многие другие мотоциклы: моторы‑то почти автомобильного объема!

Примеры: Kawasaki Vulcan, Yamaha Drag Star, Honda Shadow, Honda VTX 1800 или Honda Gold Wind, Suzuki Intruder или Boulevard, Yamaha V-max.

Мини-байк 

Honda MSX125

Маленький мотоцикл на миниатюрных, обычно 13‑дюймовых, колесах, практически без подвески. Мощность — 1,5—16 л. с., масса — до 30—50 кг, скорость — до 120 км/ч. В принципе, неплохо разгоняется и управляется, если… сумеешь удержать равновесие. Игрушка не для дорог общего пользования, а скорее, для специализированного картодрома.

Примеры: Honda MSX125, Polini, Blata, китайские C1, MT, множество других китайских моделей и т. п.

Скутер

Он же мотороллер. Признаки — смещенный под сиденье и объединенный с трансмиссией двигатель, удобная площадка для ног водителя, автоматическая коробка передач (вариатор). Агрегаты полностью закрыты (закапотированы) пластиком. Скутер мощнее мопеда, самые мощные модели могут развивать до 120 км/ч.

Примеры: Honda Dio, Yamaha Vity, Suzuki Burgman, Gilera Runner.

Тяжёлые мотоциклы с коляской

Урал GEAR-UP

Это наша тема! Вспоминаем СССР, деревню, «Урал». Тяжелые, с боковым прицепом, низкооборотистым и мощным мотором. Грузовики среди мотоциклов! Удобны на бездорожье и для перевозки грузов. Сельский вариант — в городе и на шоссе неэффективны.

Во Вторую мировую немецкие мотоциклы Zundapp KS750 и BMW R75 буксировали даже легкие пушки, а на коляску монтировался пулемет; однако в современной армии (на Западе) тяжелые мотоциклы заменили на маневренные и выносливые эндуро (Kawasaki M1030, Harley Davidson МТ500, KTM 400 LS-E/mi). Любопытно, что 90 % мотоциклов «Урал» с коляской — а это порядка 1300 в год — уходит на экспорт, в США и Западную Европу; недавно на «Уралы» пересела аргентинская полиция (Gaucho Rambler Limited Edition)!

Примеры: Урал Т, Урал GEAR-UP, Днепр 11, Днепр 16, Урал K750.

ВНЕДОРОЖНЫЕ МОТОЦИКЛЫ:

Кроссовые

Yamaha YZ250

Для кроссовых мотогонок нужны прочная рама, надежная длинноходная подвеска и мощный двухтактный мотор. Фары, аккумулятор и пластик вовсе не нужны, мотор запускается кик-стартером. Часто переднее колесо крупнее заднего, а заднюю резину шипуют (хоть грязь летом, хоть лед зимой): по асфальту не погоняешь! Да и выхлоп у «кроссачей» резкий, звонкий с характерными щелчками.

Примеры: Honda CRF250R, Yamaha YZ250, Suzuki RM250 (2T)/RM-Z250 (4T)

Эндуро

Это возможность ездить по городу почти как на «классике», но при случае легко спрыгнуть на проселок и не бояться грязи и ухабов. На эндуро уже есть светотехника, заднее колесо менее «злое», чем на «кроссе», выхлоп цивилизованнее. Сохраняется преимущество малого веса, длинноходных подвесок, простота конструкции и обслуживания.

Примеры: Honda CRF250F/450F, Honda XR250/400/650, Yamaha TT250R Open Enduro, Suzuki DR-Z400, KTM EX—C250

Мотард (супермото, скарвер, супермотард)

Кратко — это эндуро с 17‑дюймовыми колесными дисками и шоссейной резиной, мощными тормозами и асфальтовыми подвесками. Проселок все еще не проблема, но все же предпочтительнее асфальт. Мотор — одноцилиндровый (легкий, но больше вибрация и износ).

Примеры: BMW G650 X, Suzuki DR-Z 400 SM, Kawasaki D-Tracker 250, Suzuki 250SB, Suzuki DR-Z400SM, BM Motard 200, KTM
690 SMC, Husqvarna SMR 610, Honda XR400 SM, Honda FMX 650, Yamaha XT660X, Aprilia SXV 4.5—5.5

Триал

Профессиональный «трюковый» мотоцикл: минимальный вес и тяговитый двигатель. Для акробатов и каскадеров без страха и упрека.

Примеры: GAS GAS TXT PRO, Yamaha, Garelli.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы сознательно не рассматривали все разнообразие мототехники, ограничившись наиболее распространенными типами. За кадром остались все разновидности квадроциклов, снегоходов и гидроциклов; а также бесконечный ассортимент мотоциклов класса кастом (мелкосерийный, эксклюзивный тюнинг), включая гоночные дрегстеры, суперспорт, скремблеры (мотоциклы двойного назначения), каферейсеры и т. п. Этой тематике посвятим отдельную статью. Так что бесконечность — не предел!

Но один умный совет по выбору мотоцикла все же можно сформулировать: начинайте с малых мощностей. Ведь даже после спортивного автомобиля легкий мотоцикл выстреливает, как ракета!

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *