Будут ли отбирать права за «колхозный ксенон»?

В начала 2000-х в России начали продажи недорогих ламп высокой яркости и мощности для серийных автомобилей. Это так называемые газоразрядные источники света HID (High Intensity Discharge) с высокой интенсивностью разряда. Они предназначались для специализированных рефлекторов с особой механизацией и даже охлаждением, однако разъемы оставались стандартными для соблюдения принципов взаимозаменяемости.

В итоге, такие лампы можно было вставить в обычные штатные гнезда галогеновых ламп и получить очень яркие прожекторы головного света. Между тем их фокусировка отличалась от стандартных ламп, и лучи света рассеивались и выходили за пределы установленных стандартами свето-теневых границ.

Причем переключения фар в режим ближнего света не могло увести пучки света вниз, на дорогу и образовывались короны подсветки, которые и слепили водителей встречных машин. В особенности не комфортно было тем, у кого такой автомобиль с «колхозным ксеноном» находился сзади и ослеплял через зеркала заднего вида.

Поэтому с 2009 года внутри МВД была распространена разнорядка по борьбе с нештатными лампами. Началась охота на «колхозный ксенон». Инспекторам, дежурившим на дорогах рекомендовалось классифицировать нарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ, которая гласит, что:

«Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений».

Несмотря на то, что в статье нет ни одного слова про ксенон, инспектора умело убеждали водителей, что цвет таких фар не соответствует основным положениям по допуску к эксплуатации, ровно как и их режим работы. В итоге, автомобилисты оставались без прав, а «колхозный ксенон» почти исчез с российских дорог.

Результат оказался замечательный. Однако суды стали усматривать в поведении стражей порядка признаки неправильных трактовок закона.

«Инспектора порой искали виноватых среди тех водителей, которые не брали HID-лампы, не вносили изменений в конструкцию транспортного средства, а просто меняли свои галогенки на более яркие, — рассказывает координатор „Общества Синих ведерок“ Петр Шкуматов. — Далее взмах жезлом, остановка и составление протокола с намеками договориться».

Естественно, небольшое нарушение, квалифицированное по строгой статье, вызывало недоумение и возмущение. В итоге, начались судебные разбирательства, по итогам которых пленум Верховного суда и дал разъяснения.

Отныне установка любых нештатных ламп, в том числе и HID-устройств должна караться по первой части статьи 12.5 КоАП РФ.

Она гласит, что «управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».

Тем самым, нештатные лампы отнесены к неисправным лампам, а их использование запрещается Техническим регламентом таможенного союза. Наказание за их установку по сравнению с тем, что было совсем недавно, сравнительно небольшое — 500 рублей.

«Конечно, сейчас на дорогах могут вновь появится автомобили, оснащенные нештатными световыми приборами. Это настораживает, однако действенные механизмы борьбы с ними по-прежнему остаются, — продолжает Петр Шкуматов. — Помимо штрафа в 500 рублей в законодательстве есть запрет на эксплуатацию машин с нештатными лампами, в том числе и с „колхозным ксеноном“.

Если такой автомобиль появляется на дорогах, то сотрудники ГИБДД вправе его задержать до устранения неисправностей».

Другими словами, автомобиль могут отправить на штрафстоянку, а водителю придется искать новые лампы, соответствующие стандартным требованиям для той или иной модели.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *