Бутылка Клейна

Когда американские переселенцы пересекали прерии в колонне фургонов, их мало беспокоил цвет тента над головой и число спиц в колесе телеги. Они высматривали индейцев на горизонте, жевали кукурузу и нюхали крепкий табак. Их мысли были об урожае и исправном кольте. И какая разница, на чем ездить. Однако уже через сто лет в Европе начали делать элегантные кузова для карет, которые спустя еще полвека повезла не лошадь, но бензиновый мотор. Появились кузовные мастерские — каррозерии. И пошло, главным образом — поехало…

Форма автомобильного кузова стала в наше время предметом маркетинга, гордости владельца и головной болью конструкторов. В СССР с этим было попроще — четыре колеса, квадратный салон и еще пара квадратов спереди и сзади машины. «Волги», «Москвичи» и «Жигули» — все они, в основном, были классическими седанами, без какой-либо надежды на другие варианты.

Mercedes‑Benz 300E седан

Но вот сейчас мы получили всё то, о чем всегда мечтали, но боялись спросить. Кузова!Седаны, купе, хетчбэки, джипы, лимузины… Глаза не просто разбегаются, они танцуют ча-ча-ча.

Попробуем навести порядок. Традиционных типов кузовов не так уж много, большинство из них давно хорошо нам известны: делятся они условно на закрытые и открытые, по признаку наличия/отсутствия твердой несъемной крыши. И хотя зачастую строгую границу между типами кузовов провести сложно, кое-какую ясность внести необходимо.
Закрытые кузова

СЕДАН — наш любимый трехобъемный кузов, с двумя или тремя рядами сидений, ярко выраженными моторным и багажным отсеком. Таких машин море: вся советская классика, все базовые модели Mercedes классов C-E, большая часть стандартных городских малолитражек. Также отдает предпочтение седанам и представительский класс. Важное преимущество седана — когда открывают багажник, холодный (горячий, пыльный и т. п.) воздух снаружи не попадает в салон. Да и заднее стекло   гораздо меньше страдает от пыли и грязи.

Volkswagen CC четырехдверное купе

КУПЕ — чаще двухобъемный, реже трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и двумя рядами сидений. Порой сзади могут сесть только дети или карлики — ведь купе изначально ориентировано на спорт. Типичный пример — Toyota Celica, Nissan Skyline (с небольшой оговоркой) или Ford Mustang

Toyota Celica GT‑S купе

Неклассический пример — современный Volkswagen Passat CC. Это 4-дверное купе, в котором и багажник хорошенько выпирает, и задние пассажиры не в обиде. Маркетологи VW, конечно же, поспешили выделить СС в отдельный тип кузова, и мы оставим это решение на их совести.

ХАРДТОП — двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов без центральной боковой стойки, с двумя (хардтоп-купе) или четырьмя (хардтоп-седан) боковыми дверями и двумя рядами сидений. Сюда можно причислить, например, знаменитый Nissan Skyline (точная формулировка — купе-хардтоп!) или Toyota Carina ED. Пожалуй, кроме эффектного дизайна, ничем особенным хардтоп не примечателен.

Nissan skyline купе-хардтоп

ФАСТБЕК — двухобъемник с плавно спускающейся назад крышей. Крышка багажника начинается от нижней кромки заднего стекла. Кузова этого типа были распространены в тридцатые годы прошлого века. Классический пример — ГАЗ-М20 «Победа».

Такой кузов был популярен в 40—50-е годы и назывался еще понтон. Вспомните-ка Дока Хадсона из отличного мультика «Тачки» — это именно он, фастбек Hudson Hornet. Ну а сейчас увидеть фастбек можно на примере горячего Chevrolet Camaro, которым столь обаятельно прикидывался робот-трансформер Бамблби.

Porsche Panamera четырехдверный спортивный фастбек

Сочный экземпляр из настоящего — Porsche Panamera: четырехдверный спортивный фастбек класса Gran Turismo с переднемоторной компоновкой. Подобно Passat CC, Panamera также претендует на представительство в отдельном классе кузовов.

Если у вас фастбек, то вы, как минимум, большой оригинал!

ХЕТЧБЭК (в СССР такие машины называли «комби» — например, знаменитый ИЖ-2125) — двухобъемный вариант с плавно спускающейся назад крышей и большой задней дверью. Практичные европейцы любят хетчбэки за складывающиеся задние сиденья и убирающуюся полку багажника: получается вместительный грузовой отсек.

ИЖ‑2125 комби

Пример классического европейского хетчбэка — VW Golf, с самого начала задуманный именно как автомобиль в этом кузове (вариант в кузове седан уже получил другое имя — Jetta).

ЛИФТБЭК можно рассматривать как разновидность хетчбэка — задняя часть кузова как у седана, только значительно короче (Skoda Superb).

Mercedes‑Benz CLS shooting brake

Любопытный пример хетчбэка в стиле ретро — заднемоторная Tatra T77, выпускавшаяся с 1934 по 1938 (с модернизацией — по 1950 год). Оригинальная каплевидная корма, закругленный капот спереди (пардон — крышка багажника!), панорамное лобовое стекло (составленное из трех плоских частей), утопленные в крыльях фары, задние крылья, целиком поглощенные боковиной кузова, киль-стабилизатор для улучшения аэродинамической устойчивости.

Машина вышла вместительная и с хорошей аэродинамикой, кстати. Чехи, они вообще… молодцы.

Хетчбэков нынче почти так же много, как и седанов. Здесь вам и ВАЗ-2108-09, и «Калина», а для современных Audi даже придумали специальное слово — «спортбек». Впрочем, суть от этого не изменилась.

УНИВЕРСАЛ (во многих странах — вагон) — двухобъемный грузопассажирский кузов с дверью в задней стенке кузова, с вместительным багажным отсеком, не отделенным от салона перегородкой. В народе метко прозван сараем — и за размеры, и за функционал, и за привычку аккумулировать пыль.

Honda Accord Crosstour shooting brake

Кстати, потомки тех самых американских переселенцев придумали и «субурбан» (Suburban) — универсал на грузовом шасси. Иными словами, грузопассажирские микроавтобусы капотной компоновки.

А вот в Британии этому термину соответствуетслово Estate, или исторически — Shooting Brake («охотничий привал» — в честь конного экипажа без крыши, предназначенного для охоты аристократов). Подобным типом кузова на протяжении ХХ века в основном увлекались англичане (достаточно вспомнить Aston Martin V8 Vantage Shooting Brake или Aston Martin Lagonda Shooting Brake), но особого распространения этот тип кузова не получил.

И правда, сочетание спорное — спортивный универсал!Но уж если автомобильные гранды берутся за shooting brake, получается сногсшибательно: Mercedes-Benz CLS shooting brake, Honda Crosstour (еще и кроссовер!) или Ferrari FF с таким же кузовом. Аристократичные бешеные сараи!

ЛИМУЗИН — трехобъемный пассажирский кузов с четырьмя, а иногда и шестью боковыми дверями, имеющий перегородку за передним рядом сидений. Этакий седан для чиновников и суперзвезд, признак роскоши или официальной власти. Наемный водитель прилагается. Машина прожорливая и не особенно красивая — но кого это волнует? Если около подъезда вас дожидается мужчина в фуражке рядом с Mercedes S600 Pullman, то жизнь удалась. Тут важно, чтобы она удалась у вас, а не у этого мужчины.

Lincoln Town Car лимузин

ФУРГОН — двухобъемный грузопассажирский кузов с одним или двумя рядами сидений. Это почти грузовик, просто иногда без рамы.

Volkswagen T1 Deluxe Microbus 1951 фургон

ОДНООБЪЕМНЫЙ (вагон) — однообъемный грузопассажирский кузов. Как правило, рулевое колесо находится перед передней осью автомобиля — благодаря отсутствию капота. Классический советский пример — УАЗ 2206, «буханка», широко использующийся в работе спецслужб.

Наверное, самым знаменитым и растиражированным фургоном в истории стал Volkswagen T1, одолевший 27 лет конвейерной жизни (1950—1967). А в Южной Америке эти машины трудятся до сих пор.

А теперь перемещаемся в теплые страны — именно там более всего распространены кузова открытые, позволяющие вдоволь наглотаться пыли насладиться солнцем и встречным ветром.

Открытые кузова

БАРКЕТТА — один ряд сидений, две боковые двери (есть варианты, где они могут и отсутствовать). Лобовое стекло очень низкое, порой складное или даже совсем не установлено. Крыши нет и никогда не было. Игрушка, а не машина. Такие очень любят итальянцы — вспомним Fiat Barchetta, к примеру.

Mercedesfiat Barchetta баркетта

РОДСТЕР (или спайдер, он же тарга) — двухместный кузов со складывающимся верхом кабины. Возможны варианты с двумя рядами сидений (2+2) и съемным жестким верхом.

Глядя на Mercedes SLK или Audi TT Roadster, понимаешь, что дешевыми такие автомобили не бывают.

Аudi‑ТТ родстер

КАБРИОЛЕТ — крыша складывается (и убирается в специальный карман перед багажником), а боковые стекла умеют опускаться. Возможны экзотические модификации: кабриолет-лимузин — с перегородкой за первым рядом сидений, фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между боковыми окнами.
Яркие примеры — Renault Megane СС, Porsche Boxster S.

Porsche Boxster‑S1 кабриолет

ФАЭТОН — пассажирский кузов со складывающимся верхом и со съемными боковыми стеклами. Практически вымер как явление. Сами понимаете, съемные боковые окна — это уже слишком…

Примеры очень, очень разные — это и отечественный утилитарный джип УАЗ469, и английский суперкар марки Morgan. Они никогда не встретятся на дороге, нет.

Фаэтон

БРОГАМ (или купе-де-виль) — крыша может убираться, но только над передним рядом сидений. Вторая половина крыши жесткая. Тот еще раритет. Примеры совершенно заоблачные, в стиле королевского ретро: Bugatti Type 41 (Royale) Coupe Napoleo и Rolls-Royce Phantom II. Скажем так: если вы хотя бы раз прокатились на автомобиле с кузовом брогам, мечты о собственной вилле на испанском побережье — давно пройденный этап.

Bugatti‑T41 Napoleon брогам

ЛАНДО — довольно необычный кузов со складной или съемной частью крыши над задним рядом сидений. Уменьшенный вариант с задним сиденьем на двоих иногда называется ландолет. В XIX веке было полно карет-ландо, а вот среди автомобилей это исчезающий вид.

Тем не менее, есть и неожиданно свежий пример — Lexus LS 600h Landaulet. Правда, создан он в единственном экземпляре для работы на королевской свадьбе: открытый люксовый седан развозил принца Монако Альберта II и его невесту Шарлин Уиттсток на церемонии в Монте-Карло.

Lexus LS 600h ландо

ПИКАП — популярный в США тип кузова с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой платформой для грузов. В кабине может быть один или два ряда сидений, а платформа иметь откидной задний борт, мягкий или жесткий верх.

Впрочем, в последние годы пикапы добрались и до нас. Навскидку можно припомнить довольно популярные VW Amarok, Nissan Navara, MMC L200 и Ford Ranger (он же Mazda BT-50). Видимо, многим нравится хоть чуть-чуть походить на Чака Норриса aka Крутого Уокера. Ведь прежде чем врезать кому-нибудь пяткой, он обязательно выходил из пикапа…

Mazda‑BT 50 пикап

Ни туда, ни сюда

Будет нелишним упомянуть несколько нестандартных машин, формально не попадающих ни в один из перечисленных классов кузовов.

Из свеженького — несимметричный Hyundai Veloster. У странной машины с правой стороны две двери, а с левой только одна — водительская. При этом дизайн очень бодрый, например, ручка открывания единственной задней пассажирской двери замаскирована в стойке кузова.

Hyundai Veloster ассиметричный кузов

Из британского — MINI Coupе: стильный маленький двухместный автомобиль на колесной базе традиционного хетчбэка MINI. Однако форма крыши напоминает гоночный шлем, а не бейсболку, как это было ранее. Хотя, черт побери, крыша-бейсболка — это тоже совсем нескучно.

Mini Coupe нетрадиционное купе
Из концептуального — Lexus LF-LC. Автомобиль заслужил звание лучшего дизайнерского концепта на последнем Международном автосалоне в Детройте благодаря монолитной сдвигающейся крыше «стекло к стеклу». Чтобы длинная стеклянная конструкция была прочной и при этом свободно сдвигалась, инженеры Lexus, надо полагать, съели не одну бочку васаби. Для стимула, да.

Lexus LF-LC Blue Concept-1 пример оригинальной крыши

Эх, да всего, наверное, и не перечислишь. Создаваясь изначально по требованиям практичности перевозки пассажиров и груза, автомобильный кузов со временем стал символом моды и меткой общественного положения. Лишь богатые могут позволить себе прохватить с ветерком в фаэтоне или поставить в гараж коллекционный брогам. Людям попроще достаются седаны и хетчбэки, похозяйственнее — универсалы и пикапы.

Фантазии дизайнеров неистощимы, формы кузовов разнообразны. Жаль только, никто еще не придумал автомобиль в форме бутылки Клейна. Это, если кто не в курсе, такое замечательное замкнутое математическое тело, у которого только одна поверхность. Нет ни «внутри», ни «снаружи» — как у ленты Мебиуса, только в объеме.

А как бы было удобно. Ведь такую машину можно помыть одной тряпкой.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *