Чистка форсунок: ставим диагноз, выбираем способ лечения

Уже больше месяца наш коллега страдает навязчивой идеей: ему кажется, что его машина едет хуже, чем прежде. Рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с подобной бедой. Это может случиться по разным причинам,  но в нашем случае все симптомы указывают на засор форсунок.

Лечение любой болезни должно начинаться со знания анатомии больного. В нашем случае нужно знать, что форсунки — это устройства, распыляющие топливную смесь в цилиндр двигателя. Маленькое отверстие, сквозь которое осуществляется впрыск, затыкается тонкой иглой, это называется игольчатый клапан, хотя есть и другие обозначения.

Так как форсунка расположена в зоне действия повышенных температурных воздействий, и сквозь нее проходит не всегда качественное отечественное топливо со всевозможными добавками и смолами, на ней, а также на игольчатом клапане, возникает «лаковая пленка».

Эта пленка мешает корректной работе иглы, нарушая ее герметичность, т.е. когда не надо, бензин все равно попадает в цилиндр. Нагар, образовавшийся на внешней стороне сопла,  наоборот,  не дает за прежний срок пройти через отверстие должному количеству топлива, кроме того, меняется форма факела топливной струи.

Замечая нехватку топлива, кислородный датчик подает команду увеличить обогащение топливной смеси, в итоге резко возрастает расход бензина, а машина начинает неадекватно работать, дергаться и тупить.

Итак, какие же симптомы указывают на то, что засорились топливные форсунки? Во-первых, затрудненный пуск двигателя. Машина нашего коллеги заводилась, но теряла обороты и глохла. Со второй попытки двигатель запускался лучше и уже не глох, но холостые обороты прыгали, иногда начинало троить. И самое главное, машина совершенно не хотела ехать.

Более ли менее нормальный подхват начинался, только когда стрелка тахометра преодолевала трехтысячный рубеж.  Кроме того косвенный признак засора форсунок — это повышенный расход топлива,  он тоже имел место быть. К счастью, до таких критических проявлений, как детонация при разгоне и появления хлопков в выпускной системе не дошло, видимо, игольчатый клапан еще не потерял герметичности.

Допустим, диагноз поставлен верно, возникает вопрос: «Как лечить?». Реально существует три основных альтернативы – химическая присадка в топливо, ультразвуковая чистка форсунок со снятием и чистка инжектора без снятия. У каждого из трех вариантов есть свои плюсы и минусы, давайте попытаемся разобрать их подробно.

Для тех, кто решил идти по пути наименьшего сопротивления существуют химические присадки в топливо. Это скорее профилактическое, чем лечебное средство, не всем оно поможет, а некоторым наоборот, повредит. Работают присадки следующим образом: химический состав заливается в горловину бензобака вместе с топливом.

Попав в топливную систему, он без разбора начинает растворять все отложения, которые ему попадаются на пути. Пока средство доберется до форсунок, оно растворит часть отложений в бензобаке, топливном фильтре бензонасоса, в нем самом, и в топливных магистралях. В этом кроется главный недостаток такого метода прочистки. Хорошо, если у вас свежий  автомобиль, и в его топливной системе не успел накопиться толстый слой шлаков, грязи и смолянистых соединений.

В противном случае, отслоившиеся хлопья грязи намертво забьют тончайшие нейлоновые фильтры форсунок, и их придется выкинуть. По этой причине зачастую присадки используют в новых автомобилях, заливая их в заведомо чистую систему раз в три-четыре тысячи километров для профилактики появления отложений.

А использовать топливные присадки для ремонта автомобиля с солидным пробегом, это своего рода гусарская рулетка – если повезет, двигатель будет работать лучше, не повезет — форсункам конец.

Форсунки можно почистить другим, более безопасным, но и дорогостоящим способом – ультразвуковой очисткой со снятием. Название говорит само за себя – для очистки форсунки снимают. Далеко не каждый мастер может сделать это корректно, т.к. система достаточно сложная и тонкая.

Часто при этой процедуре страдают уплотнительные манжеты инжектора, поэтому многие недобросовестные слесари сразу же включают в стоимость работ цену новых уплотнительных колец и нейлоновых фильтров. Иногда непутевый мастер может поломать при выкручивании и саму форсунку. Это первый минус метода, из которого стоит сделать основной вывод – обращайтесь к опытным, проверенным мастерам.

После того, как форсунки демонтируют, их устанавливают на стенд, где при помощи специального оборудования замеряют геометрию факела распыления и производительность. Также, на стенде должны проверить герметичность клапана. После замера форсунки помещают в ультразвуковую ванну с моющим раствором.

Ультразвук разлагает поверхностные загрязнения, с которыми соприкасается жидкость. Но опять же, в этом процессе от мастера требуется повышенная аккуратность и должный уровень квалификации. Слишком интенсивное воздействие способно разрушить не только налет, но и само тело форсунки. Некоторые производители покрывают стальные поверхности форсунки тефлоновым слоем.

Если воздействие окажется слишком интенсивным, защитный слой облезет, и деталь будет испорчена. Беда в том, что производители запчастей не всегда указывают при маркировке детали, покрыта она тефлоном или нет, есть риск ошибиться.

После того, как форсунка прошла ультразвуковую обработку, ее снова помещают на стенд. Повторный тест, с одной стороны, позволяет определить степень очистки, замерить рабочие показатели, с другой, – форсунки дополнительно промываются от остатков загрязнений.

После процедуры промывки принято замерять герметичность клапанов, т.к. иногда ультразвук нарушает прилегание пар. Если клапан не герметичен, машина будет плохо заводиться с горячим двигателем после кратковременных остановок. Причина в излишке топлива, «нескольких каплях» бензина, попавших в выпускной коллектор. Обычно тест позволяет выявить неполадку.

Заминка может произойти в том случае, если тестовая жидкость существенно плотнее бензина – она может не протечь там, где с легкостью просочится бензин.  Но, как и в предыдущих случаях, конечный результат теста зависит от квалификации и внимательности мастера.

Как вы уже поняли, чистка форсунок со снятием сложна и требует высокой квалификации мастера, второй альтернативой ей является химическая промывка топливной системы без снятия инжектора. Жидкостная чистка инжектора под давлением осуществляется при помощи нехитрого устройства, подсоединяемого к топливной рейке.

Грубо говоря, этот прибор представляет собой насос с регулятором давления, подключенный к резервуару с чистящей жидкостью, которая по шлангу через переходник подключается к топливной рейке в том месте,  куда раньше входила топливная магистраль. На время промывки необходимо обесточить бензонасос автомобиля. При промывке машина работает в режиме холостого хода, используя вместо бензина чистящую жидкость.

После 35-40 минут чистки промывочный аппарат отключают и возвращают топливную систему в прежнее работоспособное состояние. После промывки машина должна поработать на холостом ходу еще несколько минут для того, чтобы выгнать из двигателя остатки промывочной жидкости. А через 3-5 дней езды будет необходимо заменить свечи. Дело в том, что еще некоторое время после промывки топливной системы будет происходить разложение шлаков, карбоновых и лаковых отложений в двигателе.

Если заменить свечи сразу после промывки, есть шанс, что отслоившиеся кусочки шлаков и копоти попадут в зазоры электродов, что неминуемо негативно отразится на работе двигателя. Собственно, вот и весь процесс, ничего сверхъестественного. В большинстве случаев после такой комплексной промывки выравнивается компрессия в цилиндрах, уменьшается расход топлива и перестает обманывать кислородный датчик.

По большому счету, промывка форсунок без снятия является промывкой большей части топливной системы – топливной рейки, самих форсунок, клапанов газораспределения двигателя (улучшается наполнение и проветривание двигателя), поршней и поршневых колец. Но есть и минусы метода – невозможно замерить форму факела распыления и производительность форсунок до и после промывки, состояние затворного клапана распылителя инжектора.

Хотя существует достаточное количество других способов диагностики, способных подтвердить положительный эффект от промывки. Но в редких случаях, если механика двигателя сильно изношена, раскисание нагара на поршневых кольцах и штоках клапанов может вызвать потерю компрессии. Но тут уже ничего не поделать, такой мотор давно нуждается в капитальном ремонте и одной промывкой форсунок тут не обойтись.

Универсального рецепта очистки форсунок нет, каждый вправе выбирать тот вариант, которому больше доверяет. Но в любом случае, перед прочисткой не лишним будет сделать диагностику двигателя. Возможно, мотор барахлит вовсе не из-за инжектора, а по какой-то другой причине. Во всех трех вариантах промывки есть вероятность что-то испортить, вместо того, чтобы починить.

Но главным образом риски упираются в квалификацию мастера, а не в технологию процесса. Как говорится, ищите мастера, который делает чужому как себе. Доверяйте свой автомобиль только опытным специалистам, которые действительно понимают, что и как нужно ремонтировать. И не забывайте уже набившую оскомину простейшую прописную истину – скупой платит дважды, не экономьте на хороших мастерах.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *