На некоторых федеральных трассах будет введена так называемая продольная шумовая разметка. Предполагается, что она будет оповещать водителей о непреднамеренном уходе автомобиля с полосы и позволит повысить безопасность движения.
По данным Росавтодора, одними из первых шумовую разметку получат некоторые участки крупных федеральных дорог, таких как М7 «Волга» в Республике Татарстан, на Р-258 «Байкал» и Р-254 «Иртыш», на М5 «Урал», а так же на ограниченном протяжении М7 «Волга» в Республике Татарстан.
Предполагается, что по итогам эксперимента будет принято решение об оснащении всех федеральных трасс подобной разметкой, в особенности в южных гористых регионах, где множество закрытых непросматриваемых поворотов. Решение о введении нового элемента дорожных конструкций принималось исходя из опыта зарубежных стран.
В Европе и в США подобный тип дорожных конструкций давно используется. Да и у нас в стране с 2012 года можно встретить одну из разновидностей шумовой разметки, а именно поперечную, которая наносится рядом с проблемными участками дорог, перед опасными изгибами или на подъездах к перекресткам. Она представляет из себя несколько последовательных поперечных полос с небольшим возвышением.
Когда автомобиль попадает на них, его подвеска начинает вибрировать и создает на кузове ощутимую тряску, которая и предупреждает водителя о приближении к опасному участку. По сути это несколько «очень маленьких лежачих полицейских», пересекающих дорогу и изготавливаемых из пластика или твердых полимеров.
Блок из 5 элементов шириной 10 см или из 4 элементов шириной 15 см встраивают прямо в асфальт. Между блоками имеются равные промежутки. Сейчас к этой поперечной разметке добавится еще и продольная, которая должна наноситься по краям дорог и определять границы асфальта.
«Это действительно очень дешевый и эффективный способ повысить безопасность движения. Зарубежом продольные шумовые полосы применяют на автострадах. Если человек долго находится за рулем и начинает засыпать, такие полосы способны спасти ему жизнь, — рассказывает автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Если автомобиль отклоняется от траектории, его колеса попадают на ребристую поверхность шумовой разметки и издают пронзительный шум, похожий на визг дрели.
Кроме того, ощущаются вибрации на руле и сиденьях. Естественно человек просыпается и корректирует плавный увод в сторону. Но тут же встает вопрос, насколько долго прослужит такая разметка зимой. У наших дорожников существует предписание очищать дорогу до голого асфальта. Поэтому важно выбрать правильную технологию ее изготовления и нанесения».
Существует несколько типов шумовой продольной разметки. В США в бетонное основание хайвэев встраивается решетка из металлических полосок, выступающих на несколько миллиметров от поверхности дороги. Эти металлические конструкции не боятся истирания, они способны пережить несколько смен дорожного покрытия.
В Германии шумовые полосы изготавливают с помощью фрезерования в асфальте чередующиеся канавок глубиной 10-20 мм, длиной 10-20 см и шириной 20-40 см. Интервал между канавками составляет не меньше 2 длин элементов, но не больше 1,2 м. Получается волнистая поверхность, которая и издает пронзительный шум при наезде колес.
В Европе еще можно встретить разметку, где шумовые элементы представлены в виде чередующихся пупырышков. Они изготавливаются из полимеров и наносятся в жидком виде вместе с разметкой, а затем застывают на асфальте. Такая разметка недолговечна и живет всего один сезон.
Российский ГОСТ предполагает нанесение продольных шумовых полос в следующих случаях:
- на участках автодорог с запрещенным обгоном, на осевой линии, а так же на линиях разметки, отделяющих обочинах.
- на путепроводах, мостах и подходах к ним;
- в зонах сужения проезжей части автодороги;
- на участках 2-полосных дорог для определения обочины и зон безопасности.