День жестянщика. Ультимативный гид по правилам безопасной езды в гололед

Первые числа ноября в Красноярске были ознаменованы наступлением сезона гололедов. Но тот кратковременный гололед, который застал многих красноярский автолюбителей шестого и седьмого ноябре всего лишь предвестник серьезных похолоданий и начала зимнего автомобильного сезона.

Судя по числу аварий, произошедших за первые дни гололеда, далеко не все автомобилисты помнят и соблюдают неписаные правила вождения в межсезонье. Поэтому мы решили подготовить развернутый материал-шпаргалку о том, как себя вести на дороге в первые дни наступающей зимы.

Базовые правила

Меняем шины на зимние

Менять шины лучше заранее, не дожидаясь наступления первых стабильных минусов. Зачастую водители тянут до последнего, и лишь после наступления первого «дня жестянщика» толпами стоят в многочасовой очереди на шиномонтаж. На самом деле переобуваться можно уже тогда, когда среднесуточная температура воздуха опустится до отметки +5 — +7 по Цельсию. При таких температурах погода в любой момент может скакнуть ниже нулевой отметки.

И ничего страшного, если переобувшись заранее вам придется поездить пару-тройку недель поездить на шипах по асфальту.  Вспомните наши зимы — две трети зимы дороги остаются сухими, и лишние две недели езды не сыграют в износе ваших покрышек ни какой роли.

В противном случае, подобная экономия «на грошах» может обернуться реальными проблемами и существенными тратами. Лучше перестраховаться и встретит зиму во всеоружии. Тем более, что в первые гололеды так или иначе на дороге вам будут попадаться самоуверенные неуправляемые недотепы на скользких задубевших летних покрышках.

Корректируем манеру езды

За лето мы привыкаем к более динамичному ритму езды. Быстрые разгоны, маленькие дистанции, резкие маневры и короткий тормозной путь. Когда приходят холода, мы слишком поздно вспоминаем о том, что пора бы начать ездить более размеренно и плавно. Оптимально начинать перестраиваться к расчетливому стилю зимней езды заранее. Ведь по большому счеты в этом скрыт главный резерв нашей безопасности на дороге.

Итак, что же конкретно стоит поменять?

Снижаем привычные скорости, увеличиваем дистанции и интервалы. Зимние покрышки на 5-15% хуже чем летние «держат» на сухом чистом асфальте. Это значит, что и без всякого гололеда вы можете улететь с траектории там, где еще совсем недавно легко вписывались в поворот. Плюс, у вас увеличивается длина тормозного пути.

Даже на новой зимней резине и при наличии антиблокировочной системы ваш тормозной путь со скорости 50 км/ч до полной остановки составит около 15-17 метров. А на льду и того больше — порядка 40 метров. На летней резине такой же автомобиль будет скользить до полной остановки не менее семидесяти метров. И это не говоря о тяжелых машинах и грузовиках.

Почувствуйте машину. После замены летних шин на зимние постарайтесь понять и привыкнуть к тому, как изменилось поведение вашего автомобиля. Поэкспериментируйте с поведением вашего автомобиля на пустой просторной парковке или дорожке. Главное — чтобы вам никто не мешал, и вы были уверены в безопасности маневров. Сделайте несколько торможений — от слабых до резкий «в пол». Постарайтессь понять в какой момент колеса вашей машины окажутся заблокированными, как развивается снос оси или когда срабатывает ABS.

Почувствуйте и постарайтесь запомнить на каких скоростях, и как ваш автомобиль реагирует на поворот руля. Зимняя резина более податливая, чем летняя. Ее раньше сорвет в скольжение, но само скольжение протекает плавнее, без резких рывков. Реакции руля будут не столь остры как летом, но вам будет гораздо проще понять момент начала срыва оси и скорректировать возникший занос.

Держите в голове, что в любой момент вы можете оказаться на скользком участке дороги.  

Имейте ввиду, что даже внешне сухая дорога может оказаться обледеневшей. Это касается не только боковых, но и центральных участков дороги. И особенно часто такое бывает на продуваемых загородных трассах. Тончайший слой льда получившийся в процессе застывания на ледяном асфальте конденсата атмоферного воздуха практически не заметен. Но от этого он не менее опасен, чем толстый слой блестящего льда.

Такой тип гололеда особенно опасен эффектом неожиданности. Казалось бы  — осадков не было, несколько дней подряд стояла сухая погода. Радует утренний морозец, ясно светит солнышко.  И тут бац! — и ты уже летишь в кювет.

Такой невидимый лед еще называют «черным льдом». Несмотря на то, что он практически не виден на асфальте, определить его все же возможно. Иней на деревьях, траве или любых окружающий объектах, а также туман в минусовую погоду — это верные спутники «черного льда».

Ну и конечно, не забывайте «щупать» дорогу. Пробные торможения, ощущения от пробуксовки при старте и даже пошаркать ногой по асфальту, когда идете к машине — все эти простые средства помогут понять и почувствовать сцепление асфальта.

Есть еще один способ понять, что дорога покрыта слоем невидимой наледи. Но он доступен только владельцам автомобилей оборудованных ESP. Электронный ассистент постоянно наблюдает за траекторией движения вашего автомобиля. И если вы вдруг сорвали машину в занос, компьютер начнет поочередно подтормаживая нужными колесами возвращать автомобиль к стабильному режимы движения на прежней траектории. Даже кратковременное срабатывание ESP говорит о допущенной ошибке.

Хорошо, если первый замеченный вами и скорректированный системой занос будет кратковременным и не обернется ничем плохим.  Сама по себе ESP не гарантирует безопасности — она работает лишь в пределах сцепных свойств ваших шин и не способна изменить законы физики. Так что, как только заметили мигание значка срабатывания системы  курсовой устойчивости, умерьте пыл и снизьте темп езды — это значит, что под колесами вашего авто скользкая дорога. 

Обледеневшие мосты, путепроводы и эстакады

Далеко не все автомобилисты знают об этой «подставе», а стоило бы. Поскольку полотно асфальта на мостах и эстакадах проложено не по земле, а находится на обдуваемом ветром возвышении, оно охлаждается значительно сильнее, чем обычная дорога. Кроме того, проходящие над водоемами мосты значительно быстрее покрываются льдом из-за повышенной влажности и испарений идущих от воды.

Так что, заезжая на мост или эстакаду будьте предельно внимательны. В обязательном порядке следите за встречным потоком, и увеличьте дистанцию до впередиидущих попутных транспортных средств.

Еще один нюанс, если подъезжая к мосту, вы увидели на нем пробку, тормозите заранее. Возможно, что въехав на мост, вы уже не сможете вовремя остановиться. В прошлом году по этой причине случилась массовая авария и глухая пробка на Копыловском мосту. Больше десяти автомобилей устроили на проезжей части «мятый паровозик».

Еще более опасны мосты с перегибом — когда при въезде на мост вы не видите съезда с него. Например, таким в нашем городе является Мичуринский мост. Так что, въезжая на такой мост старайтесь заранее сбросить скорость до безопасной. С особым вниманием относитесь к металлическим стыкам мостов, трамвайным или железнодорожным переездам. Металл охлаждается и покрывается льдом значительно быстрее асфальта.

Перекрёстки, пешеходные переходы и остановки

При наступлении морозов самые скользкие участки дороги там, где машины чаще всего тормозят и разгоняются. Спрессованный колесами снег превращается в лед. А получившийся лед в добавок ко всему прочему постоянно полируется колесами и увеличивается в толщине за счет новый порций спрессованного снега.

Думаю, вы вспомните — такие места всегда находятся перед автобусными остановками, чуть реже перед перекрестками и пешеходными переходами. Учитывайте это и тормозите заблаговременно. Если летом мы могли себе позволить оставить основную часть нагрузки обратного ускорения на последние десять метров, то в зимнее время перед остановками, перекрестками и пешеходными переходами на этом расстоянии мы должны уже буквально подкатываться на последних остатках инерции.

Подкатываться — значит ехать так, что в нужном месте машина остановится сама, только за счет сопротивления качению. Но остановившись на перекрестке или переходе не забывайте вновь поставить ногу на педаль тормоза — если вдруг кто-то в вас влетит сзади, это смягчит последствия как для вас, так и для того, кто стоит (или идет) перед вами.

И еще, не стремитесь сорваться со светофора, как только загорелся зеленый свет. Если вдруг вам начнут сигналить — не реагируйте на провокации идиотов. Адекватный человек понимает, что перед въездом на перекресток стоит убедиться, что никто не летит вам на перерез. А учитывая сложную дорожную обстановку и заледеневшие дороги, такое вполне может случиться.

Следите за обзорностью

Обзорность — чуть ли не самый важный фактор безопасности дорожного движения. Большинство аварий происходит из-за того, что кто-то что-то не заметил, не увидел. Поэтому заранее убедитесь в исправности всех осветительных приборов, подогрева и обдува стекол, исправности стеклоомывателей. И без того большую часть зимы нам приходится ездить в сумерках и потемках.

Ситуацию с обзором усугубляет постоянная грязь, не проходящая даже в морозы. Расплавленный автомобилями и реагентами снег, сдобренный пылью, гравием и песком постоянно летит в стекло. Прибавьте к этому уже озвученные сумерки, и вы получите полный комплект для игры в «угадай, что происходит на дороге». Если при этом у вас будут плохо работать стеклоочистители или слабо гореть фары, можно не заметить идущего по обочине пешехода.

Кстати, если у вас  вдруг начали запотевать стекла, попробуйте такой способ:

Направьте дефлекторы воздуховодов в нужные вам зоны (на стекла), при этом центральный обдув салона стоит выключить. После настройте комфортную для себя температуру и включите кондиционер. В данном случае система кондиционирования будет выступать в роли поглотителя избытков влаги, а не охлаждающего устройства.

А если же ваша машина не оборудована кондиционером, просто приоткройте передние окна, поднимите температуру печки до максимальной и увеличьте интенсивность обдува. Но, если лобовое стекло было совсем холодным, от контраста температур оно может треснуть. Будьте аккуратны.

Типичные ошибки при движении по скользкой дороге: 

Ритмический занос

Допустим вы включили «поворотник» и начали перестроение. Но в какой-то момент вы понимаете (слышите сигнал или замечаете в зеркале край машины), что в мертвой зоне, на соседней полосе за вами параллельно едет другой автомобиль. Часто случается, что в такой ситуации, стремясь избежать столкновения водитель начавший перестроение делает неоправданно резкий обратный маневр.

И если в этот момент на дороге гололед, ваш автомобиль может уйти в занос. Резкая попытка возврата на линейную траекторию зачастую провоцирует первый небольшой занос. И если вы не смогли с ним справиться, начнется  серия ритмичных резонансных колебаний по увеличивающейся амплитуде.  Это явление и называется ритмическим заносом. В конечном счете начавшийся процесс раскачки ведет к развороту автомобиля.

Но в большинстве случаев, прежде чем полностью развернуться и остановиться, автомобиль, попавший в ритмичный занос, встретит на своем пути препятствие — бордюр, отбойник или другой автомобиль. Авария происходит на ровном месте — в буквальном смысле.

Сложно давать теоретические советы по выводу автомобиля из заноса. Подобные навыки вырабатываются только на практике и зависят от массы нюансов — будь то масса и тип привода вашего авто. Эффективнее разобрать причины. А причины возникновения ритмического заноса банальны — невнимательность и резкий маневр на скользкой дороге.

Потеря управляемости при торможении

Даже несмотря на формально небольшую скорость тормозной путь вашего автомобиля на гололеде может оказаться значительно выше выбранной дистанции. Усугубляющими факторами потери контроля за траекторией торможения могут быть неоднородное покрытие (лед и асфальт под разными осями, либо попеременно) или уклон дорожного полотна — машину может развернуть или выбросить с занимаемой полосы. И хорошо, если попавший в такую ситуацию автомобиль снесет в кювет, а не выкинет на встречную.

Что становится причиной неуправляемого скольжения? Зачастую такое происходит  автомобилями, не оборудованными системами ABS и ESP, в случае если водитель намертво зажал педаль тормоза. Физика неуправляемого скольжения автомобиля с заблокированными колесами описывалась много раз.

Помимо того, что между колесами и дорожным полотном образуется водный (грязевой) клин — лед плавится в пятнах контакта. Даже без учета смазки, сами по себе заблокированные колеса не способны изменить траекторию движения. Грубо говоря — если колеса не вращаются, они превращаются в четыре надувные плюшки на которых так классно кататься с горки. Принцип тот же.

Из описанного выше мы можем сделать следующие выводы: 

Если вы не уверены в сцепных качествах дорожного полотна, будьте предельно внимательны и регулярно «пробуйте» дорогу осторожными нажатиями педали тормоза там, где это не угрожает вам и другим участникам дорожного движения. Нескольких кратковременных нажатий на тормоз зачастую бывает достаточно, чтобы сориентироваться насколько скользкая под вами дорога.

Избегайте полной блокировки колес (актуально для автомобилей не оборудованных электронными «помощниками») — старайтесь тормозить частыми резкими нажатиями на педаль. Такой способ торможения хорошо знаком старым опытным водителям, севшим за руль до появления автомобилей оборудованных ABS. Во-первых, вы избежите появления водно-грязевого клина между колесами и асфальтом, а во-вторых, получите возможность маневрировать.

И самое важное — вне зависимости от стоимости вашей резины, наличия или отсутствие ABS, или иконок на приборной панели — соблюдайте дистанцию между вашим и впередиидущим автомобилем. Безопасная дистанция на сухом асфальте составляет две секунды (с момента до того, как ваш автомобиль окажется в той же точке, к которой две секунды назад ехал впередиидущий автомобиль) — делайте поправки на гололед и смело умножайте на два.

Занос на высокой скорости

Причины: высокая скорость входа в поворот, резкие манёвры на обледеневшей дороге.

Срыв автомобиля в занос на высокой скорости очень распространенная причина аварий. При этом, подобная ошибка является причиной самых трагичных ДТП- потеря контроля над автомобилем на высокой скорости это всегда угроза для чьей-то жизни.

А сценарий развития подобного происшествия предельно прост. Неправильно выбрав скоростной режим, водитель входит в затяжной скоростной поворот или совершает перестроение. В какой-то момент центробежная сила превышает силу сцепления колес и начинается снос одной из осей автомобиля.

Самое страшное в этой ситуации то, что подавляющее большинство водителей оказываются просто не в состоянии скорректировать траекторию движения — ситуация развивается слишком быстро. Делу может помочь работа с газом и плавная корректировка рулем, но испуг ставит ногу на педаль тормоза. А дальше мы возвращаемся к сценарию ритмического заноса, но с поправкой на высокую скорость движения.

По идее, центробежная сила выталкивает автомобиль на внешний радиус поворота, но стремясь скорректировать занос, водитель может резко направить автомобиль на внутренний радиус. А ведь там находится полоса встречного движения!

Хорошо, если на встречной никого не окажется и сорвавшийся с занос автомобиль просто зароется в сугробе. Но очень часто, особенно на загородных трассах, такие ситуации приводят к самым трагичным последствиям.

Вывод можно сделать один — соизмеряйте скорость движения и реальные сцепные свойства дороги. Будьте адекватны. Порой даже официально разрешенная скорость может оказаться избыточной, и тому масса примеров.

Советы пешеходам и детям

Перед тем, как выйти на проезжую часть дороги трижды и четырежды оцените расстояние от вас до ближайших едущих автомобилей. Постарайтесь трезво соизмерить возможность автомобиля остановиться. Автобусы и грузовики круглый год ездят на одной и той же резине — имейте это ввиду. И не рискуйте. Если вдруг вы решите перебежать дорогу «впритык» к машине и поскользнетесь —  такое падение может стать смертельным.

Всегда смотрите по сторонам и под ноги.

Всегда оставляйте запас на непредвиденные обстоятельства — не спешите!

Переходите дорогу только на разрешающий сигнал светофора.

Помните, что зебра дает вам право перехода дороги по проезжей части, но никак не ограждает от автомобилей физически. Будьте предупредительны и старайтесь прогнозировать действия других участников дорожного движения.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *