Для чего нужен статор?

Статор электродвигателей является их неподвижной частью, выполняющей роль несущей конструкции и магнитопровода. У синхронного двигателя на нем располагается рабочая обмотка, а на силовом агрегате, питающемся от постоянного тока, находится индуктор. Состоит статор электродвигателей из станины и сердечника.

Станина представляет собой литой или сварной корпус, выполненный из чугуна или алюминия. Сердечник представляет собой цилиндр, созданный пакетами из листов предварительно обожженной электротехнической стали, изолированных лаком. Толщина используемой стали – от 0,35 до 0,5 мм, а скрепляются ее листы в пакет продольными швами или скобами.

В сердечнике выштампованы пазы для укладки статорной обмотки, состоящей из ряда изолированных и параллельно соединенных жил. Такая конструкция сердечника позволяет ослабить вихревые токи. К станине он крепится стопорными винтами, что предохраняет от проворачивания.

Обмотка статора электродвигателя: основные особенности

Размещение на статоре трехфазной обмотки позволяет создать вращающееся магнитное поле. В двигателе может быть различное число катушек, которые соединяются между собой.

Все они размещаются в пазах и состоят из одного или нескольких изолированных витков проводника. Обмотка статора электродвигателя может отличаться в различных типах двигателя своей изоляцией. Ее выбор зависит от таких факторов, как:

  • величина рабочего напряжения;
  • максимальная рабочая температура обмотки;
  • размер и форма паза обмотки;
  • тип обмотки.

Если в паз помещается только одна сторона катушки, то обмотка статора электродвигателя называется однослойной. В том случае, если в пазу размещены обе катушечные стороны, то обмотка называется двухслойной. Материал статора, а точнее его обмотки, чаще всего круглый медный провод.

Ремонт статора электродвигателя

Необходимость произвести ремонт статора электродвигателя может возникнуть после нескольких лет эксплуатации силового агрегата. Прежде чем к нему приступить, необходимо очистить статор от загрязнений, которые могли появиться на нем в процессе работы или перевозки к месту ремонтных работ.

Для этого можно использовать моющие растворы, а при необходимости – аппараты высокого давления, обычно использующиеся на автомойках. Приведя статор в порядок можно приниматься за извлечение его из корпуса. Для этого обрезается лобовая часть обмотки, для чего используется токарный станок, а в бытовых условиях – зубило.

После этого производится нагрев статора до температуры около 200 градусов для размягчения изоляции. После этого извлекается обмотка, производится очистка пазов. Выполняется перемотка статора электродвигателя с использованием специально подготовленных шаблонов. На него наматывается катушка, к которой припаиваются выводные концы.

Лучше всего для этого использовать многожильный медный провод, так как меньше уязвим перед изгибами и вибрацией. Готовая катушка укладывается в паз, формируют ее лобные части, после чего ее заливают лаком. Сушат лак при температуре 130-150 градусов на протяжении нескольких часов.

Двигатель проверяют только после того, как он высохнет, предварительно проверив сопротивление между корпусом и обмотками. В том случае, если двигатель необходим с теми же рабочими параметрами, перемотка статора электродвигателя осуществляется тем же типом провода. Если же требуется изменить рабочее напряжение или скорость вращения ротора, то этого можно добиться, изменив тип используемого для обмотки провода.

Тепловая защита электродвигателя

В процессе эксплуатации электродвигателя могут возникнуть неполадки, причиной которых являются тепловые перегрузки. Они появляются в результате пропадания одной из фаз, питающих двигатель. При этом ток в два раза превышает номинальный, что и приводит к перегреву обмотки статора. Еще одной причиной могут стать проблемы, в результате которых вал вращается с затруднением.

Это происходит, когда электродвигатель работает под большой нагрузкой или выходят из строя подшипники. В результате перегрева разрушается изоляция обмотки статора, следствием чего становится короткое замыкание и выход оборудования из строя. Чтобы этого не произошло, используется тепловая защита двигателя, позволяющая своевременно обеспечить технику при появлении больших токов.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *