Начало 50-х ознаменовалось сменой режимов: послевоенные будни уступили место яркому часу первомайских демонстраций, влиятельных партийных работников и подготовке к покорению человеком космоса.
Появилась необходимость в создании седана представительского класса. В силу изменчивости американской моды, на которую в последнее десятилетие ориентировался советский автопром, недавно созданная модель ГАЗ-13 быстро устарела, а гибрид «Победы» М-20 и «труженика» ГАЗ-69, седан повышенной проходимости М-20 так и не нашел применения из-за недочетов в проектировании.
Конструкторы Горьковского автозавода взялись за разработку автомобиля класса F — громадного седана с особым характером и индивидуальностью, которые бы значительно превзошли суперкар основного конкурента, ЗИЛ-111 Московского автозавода им. Лихачева.
ГАЗ-14: 10 лет в пути
Создание нового автомобиля затянулось на целых 10 лет: экспериментальные модели по нескольку раз совершенствовались, переделывались и дополнялись полезными опциями. При этом, обязательно проходя сотни километровые испытания по самым крутым серпантинам Крыма и Кавказа.
Для ручной сборки дорогой новинки была специально создана бригада ПАМС (Производства Автомобилей Малых Серий). Личные данные каждого механика и перечень проведенных им операций сохранялись в журнале. И не зря — новый автомобиль, ГАЗ-14 «Чайка» выглядел просто роскошно!
Комфорт по-нашему!
«Чайка», впервые за историю отечественного машиностроения, стала обособлением комфорта и безопасности для водителя, и даже больше — для его пассажиров. Список опций в комплектации ГАЗ-14 приятно удивит любого автолюбителя и в XXI веке — воистину, советскому автопрому удалось создать отечественный Bentley Continental эпохи 70-х — 80-х!
Все технические новинки в нем были разработаны лучшими автомобильными инженерами Союза и отличались исключительной надежностью и легкостью в управлении и обслуживании. Почему самые состоятельные коллекционеры раритетных автомобилей мечтают о «Чайке» в своем автопарке? Судите сами:
- Двухконтурные вентилируемые тормоза;
- 3-х точечные ремни безопасности;
- Силовые брусья в дверцах;
- Мягкая, травмобезопасная обивка выступающих деталей салона;
- Противотуманные фонари;
- Центральный замок и электростеклоподъемники;
- Стояночный тормоз перенесен с коробки передач на задние колеса;
- Современный напольный селектор режимов АКПП в виде рычага;
- Система кондиционирования воздуха, обеспечивающая раздельный микроклимат и температуру в салоне автомобиля для пассажиров на задних сиденьях и водителя;
- Стерео-радиоприемник с кассетной приставкой и приоритетным пультом управления в левом подлокотнике заднего сиденья;
- Радиотелефон.
Всего за 10 лет производства было собрано только 1120 экземпляров.
Технические характеристики автомобиля
- Типы кузова: 7-местные седан и лимузин, 6-местный фаэтон
- Двигатель: ГАЗ-14
- Расход топлива, л/100км: от 15 до 29
- Объем бака: 100 л
- Клиренс, мм: 210
- Размеры (ДхШхВ), мм: 6114х2020х1525
- Масса (собственная/полная): 2605/3165
Выпуск моделей ГАЗ-14 «Чайка» прекратился в 1988 году с легкой руки М. Горбачова, который в рамках борьбы с коррупцией и привилегиями приказал закрыть проект «Чайка» и уничтожить всю сопутствующую документацию.
Позже конструкторы Горьковского автозавода признали это решение ошибочным и попытались наладить производство. Но ни чертежей, ни макетов автомобиля не было найдено.
Так превратился в легенду 80-х самый шикарный седан советского автопрома. А за его тонированными стеклами скрылись партийные секреты, интриги и любовные истории, о которых мы уже никогда не узнаем..
Смотрите также: