К началу 1950-х годов легенда советского автопрома автомобиль «Победа» стремительно устаревал. «Наверху» было решено вплотную заняться созданием его преемника, который бы по техническим характеристикам и по дизайну соответствовал духу времени.
Выбор пал на «Волгу»
Две группы конструкторов работали независимо друг от друга. В итоге родились проекты двух моделей, названные «Волгой» и «Звездой». Если судить по дизайну кузова, то они были похожи, как родные сестры. Правда, у «Звезды» кузов имел покатую крышу, которая плавно переходила в крышку багажника. На Западе такие модели называют «фастбэками».
«Волга» же была сделана как четкий трехобъемный седан: моторный отсек, салон, багажник. Такая компоновка больше соответствовала представлениям «заказчика» и была к тому же технологичнее. В 1953-м году у проекта «Волга» появился ведущий конструктор, и на Горьковском автозаводе закипела работа.
Уже в следующем году родились первые прототипы. Машину скромно назвали «ГАЗ-М21». Для того, чтоб в условиях «холодной войны» использовать наработки продвинутых западных фирм, за «железным занавесом» закупали новейшие модели, в основном американские и немецкие (ФРГ). Конструкторы сравнивали разные марки, выбирая в каждой удачные решение и стараясь совместить их с собственными разработками.
Не было копирования и в общем дизайне ГАЗ-М21. Входил в популярность авиа-ракетно-космический стиль. Он диктовал тенденции, которые уловил и советский дизайнер. Специалисты считают, что дизайн первых моделей «Волги» не уступал, а то и превосходил, серийные модели Европы и США.
Правда, лет через пять ситуация на авторынке изменилась, и это отразилось на автомобильной моде. Увы, за отсутствием в стране рынка как такового дизайн «Волги» быстро устаревал. Когда «Волга» пошла в серию (1956-1957), то на общемировом фоне он стал вполне рядовым, а вскоре и устарел
Легенда сходит с конвейера
Фото салона ГАЗ-М21
В технических характеристиках создателям машины удалось соединить идеи европейских и заокеанских конструкторов.
Американские аналоги сделали в «Волге» просторный шестиместный салон и мягкую комфортабельную подвеску. По аналогии с европейскими автособратьями, машина имела экономичный, не слишком объемный мотор и была лишена отдельной рамы.
В некоторых узлах явно просматривается наследие «Победы» и знаменитого «ЗиМ». А, скажем, разработанный для «Волги» электронный впрыск горючего можно считать мировой технологической новинкой.
Фото салона Волги
Малая серия – пять авто – вышла в свет в октябре 1956-го года. Их соединили с тремя конструкторскими образцами для опытно-испытательного пробега. Он составил почти 30 тысяч километров. Наконец, в следующем году конвейер заработала в полную силу.
Сначала на новую машину ставили двигатели, которые имели механическую коробку передач и шли на экспортный ГАЗ-69. Но уже в 1958-м «Волгу» оснастили собственным мотором, а заодно и автоматической коробкой.
Накапотная хромированная фигурка бегущего оленя стала символом «Волги» и объектом мечтаний коллекционеров. Из-за частых похищений и травмоопасности ее, в конце концов, с капота убрали.
Фото Волги
С годами появлялись новые исполнения и модификации «Волги», в том числе грузопассажирские, более быстроходные и даже кабриолеты. Некоторые предназначались лишь на экспорт (в том числе и в тропики), другие исключительно для предприятий, организаций, органов власти. В личном пользовании этих машин было не так уж много. Машины выпускали до 1970-го года. Всего с конвейера завода сошло около 640 тысяч ГАЗ-21.
Массово-габаритные показатели ГАЗ-М21
- Длина: 4810…4830 мм
- Ширина: 1800 мм
- Высота: 1610 мм
- Колёсная база: 2700 мм
- Масса: 1450…1875 кг
Макс. скорость ГАЗ-М21
- 120 км/ч — с двигателем ГАЗ-21Б
- с ЗМЗ21А/ЗМЗ-21Д — до 130-135 км/ч;
- c V8 (ГАЗ-23) — до 160 км/ч
- (согласно инструкции, фактически — свыше 170)