Из чего состоит система питания дизеля?

Дизели по сравнению с карбюраторными двигателями имеют ряд преимуществ, и основным из них является высокая топливная экономичность. Так, расход топлива для получения единицы мощности у дизелей на 25—30 % меньше, чем у карбюраторных двигателей.

С учетом большей плотности дизельного топлива по сравнению с бензином запас хода автомобиля с дизелем на одной заправке топливом больше на 35—45 %, чем запас хода автомобиля с карбюраторным двигателем при прочих равных условиях. Себестоимость дизельного топлива меньше, чем бензина, поскольку его получают в основном прямой перегонкой.

Дизели надежнее. Для них характерны стабильная экономичность во всем диапазоне нагрузок, лучшая приемистость и возможность работы с нагрузкой без полного прогрева.

Принципиальным отличием системы питания дизелей от карбюраторных двигателей является то, что воздух и топливо в цилиндры дизеля подаются раздельно и там образуют горючую смесь. Поэтому дизели называют двигателями с внутренним смесеобразованием. Однако время на смесеобразование в этом случае существенно сокращается, а условия его протекания усложняются и зачастую ухудшаются.

Из чего состоит система питания дизеля?

Для обеспечения оптимального распыления топлива в слои сжатого воздуха и одновременного его испарения используют высокое давление впрыска, которое достигает 30—150 МПа. Такое давление создают и обеспечивают впрыск специальные приборы высокого давления (рис. 9.1):

  • • топливный насос 19 высокого давления (ТНВД);
  • • форсунки /7;
  • • топливопровод 15 высокого давления.

Прежде чем попасть в магистраль высокого давления, топливо из топливного бака предварительно нагнетается по магистрали низкого давления (0,05—0,15 МПа), в состав которой входят:

  • • фильтры грубой 22 и тонкой 7 очистки топлива;
  • • топливоподкачивающий насос 20 (насос низкого давления);
  • • топливопроводы 4, 6, 10, 11, 18, 21, 23 низкого давления.
Рис. 9.1. Система питания дизеля: а — система топливоподачи; б — общая компоновка; / — топливоприемник; 2 — топливный бак; 3 — сетка заливной горловины бака; 4, 6, 10, 11, 18, 21, 23 — топливопроводы низкого давления; 5 — сливная пробка фильтра тонкой очистки; 7 — фильтр тонкой очистки; 8 — перепускной штуцер; 9 и 14 — пробки для удаления воздуха; 12 — ручной насос прокачки топлива; 13 — перепускной клапан; 15 — топливопровод высокого давления; 16 — штуцер; 17 — форсунка; 19 — ТНВД; 20 — топливоподкачивающий насос; 22 — фильтр грубой очистки

Работа системы питания

От зубчатых колес газораспределения приводится в действие вал топливного насоса 19 высокого давления, который, в свою очередь, приводит в действие топливоподкачивающий насос 20.

В результате из бака 2 по трубкам 23 и 21 через фильтр 22 грубой очистки топливо засасывается в полость подкачивающего насоса 20,откуда по топливопроводам 6 и 10 через фильтр 7 тонкой очистки подается к ТНВД 19, с помощью которого топливо не только подается под высоким давлением к форсункам, но и дозируется соответственно с нагрузкой двигателя.

Поступающее из ТНВД по топливопроводу 15 высокого давления топливо через форсунку 17 впрыскивается в цилиндр.

Впускная полость ТНВД снабжена перепускным клапаном 13, поддерживающим в ней давление 0,15—0,17 МПа вне зависимости от расхода топлива. Избыточное топливо по трубкам 11 и 4 возвращается в бак. Таким образом, данная система питания является проточной. Часть топлива перепускается также в трубку 4 из фильтра тонкой очистки через калиброванное отверстие, расположенное в штуцере 8.

Непрерывная циркуляция топлива в проточной системе в отличие от тупиковой выравнивает его температуру, освобождает топливную магистраль от возможных пузырьков воздуха и паровых пробок. Топливо, просачивающееся чрез зазоры в форсунках, отводится в бак по трубке 18.

Первоначальное заполнение системы осуществляют ручным насосом 12, который объединен в один узел с подкачивающим насосом 20. Воздух из системы при ее заполнении и в процессе эксплуатации удаляют через отверстия, закрываемые пробками 9 и 14, а отстой из фильтра сливают через отверстие, закрываемое пробкой 5.

Топливо тщательно очищают даже от мельчайших твердых частиц, которые могут повредить рабочие поверхности в насосе и форсунках. Топливо фильтруется не только фильтрами 7 и 22, но и при заливке в бак через сетку 3, установленную в его горловине, а также на входе в топливопровод 23 через сетку топливоприемника / и на входе в форсунку с помощью фильтра, установленного в штуцере 16.

Данную систему питания относят к системам с разделенной топливной аппаратурой. Существует система, в которой насос высокого давления и форсунка объединены в один агрегат и образуют насос-форсунку. Топливопровод высокого давления в этом случае отсутствует. К на-сос-форсункам прибегают при необходимости повысить давление подачи топлива до 100 МПа и более.

Дизельные топлива

В системе питания дизелей используют жидкое топливо, которое получают в результате прямой перегонки нефти при температуре 230—380 °С. Для получения необходимых свойств к топливу прямой перегонки добавляют керосиногазойлевые фракции различных технологических процессов переработки нефти и газовых конденсатов.

В зависимости от условий применения выпускают три марки дизельного топлива:

  • • Л (летнее) — для температуры окружающего воздуха 0 °С и выше;
  • • 3 (зимнее) — для температуры окружающего воздуха минус 20 °С и выше;
  • • А (арктическое) — для температуры окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Эти топлива отличаются между собой фракционным составом, вязкостью, плотностью, температурами застывания, помутнения и другими показателями.

Ввиду особенностей устройства системы питания дизелей топливо для них должно обладать достаточной прокачиваемостью и особенно фильтруемостью.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *