Как работает ESP

Часто в описаниях характеристик автомобиля мы натыкаемся на одни и те же аббревиатуры, значения которых мы не всегда понимаем. Например, одна из самых распространенных – ESP (Electronic Stability Program), что переводится как электронная система стабилизации.

Проще говоря, это система курсовой устойчивости автомобиля, или как ее еще называют – антизаносная система. Чтобы не запутаться в подобных обозначениях, полезно запомнить, что ESP, в зависимости от производителя, может обозначаться иначе – например ESC, VDC, VSC, DSC или DSTC.

С названием разобрались, давайте разберемся, для чего нужна эта система, и как она работает. По большому счету, ESP придумана, для того, чтобы стабилизировать поперечную динамику автомобиля в критической ситуации – не допускать срыв автомобиля в занос и боковое скольжение.

Грубо говоря, если кнопка ESP (или ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC) нажата, во время выполнения маневров, особенно на больших скоростях и на плохой дороге, машина с большей вероятностью сохранит основную траекторию движения и не улетит с дороги. Электронный мозг поможет машине стабилизировать положение кузова при выходе из резкого маневра.

Механику работы «управляющего устройства» придумали достаточно давно. Патент на ESP был получен компанией Daimler-Benz еще в 1959 году, но изготовить реально работающий образец получилось лишь в середине 90-х годов. А с 1995 года новые купе CL 600 уже получили их на вооружение.

Позже системы курсовой устойчивости начали устанавливать и на другие модели премиум-сегмента. На данный момент ESP уже не является привилегией владельцев дорогих автомобилей, в качестве опции система доступна практически для всех новых автомобилей.

Но все-таки давайте разберемся, как она работает, каким образом электронная начинка способна удержать на дороге несущуюся на всех парах стальную махину? Блок курсовой устойчивости бессилен сам по себе, он напрямую связан с более простыми устройствами – всем знакомой ABS, блоком управления двигателем и антипробуксовочной системой.

По большому счету, все эти элементы представляют собой единую систему. В этой системе  ESP играет роль главного контроллера, который беспрерывно обрабатывает все поступающие ему сигналы. Информация о поведении машины поступает ему с ABS (скорость вращения колес), датчика положения рулевого колеса и давления в тормозной системе.

Но все это было бы бесполезно без двух главных информаторов – датчика поперечного ускорения и угловой скорости автомобиля относительно вертикальной оси. В совокупности они способны проанализировать с какой скоростью едет автомобиль, куда смотрят колеса машины, и есть ли опасность заноса.

Постоянно считывая данные, блок курсовой устойчивости соотносит значения с заложенной в его памяти картой нормальных значений. Если показания выходят за штатные, а, следовательно, есть вероятность заноса, компьютер всеми силами начинает корректировать траекторию движения, возвращая автомобиль на прежний курс.

Получается у него это достаточно простым, но эффективным способом. Конечно, ESP не способен отобрать руль у водителя, но в еге распоряжении находится вся тормозная система. Поочередно, в зависимости от ситуации, блок начинает подтормаживать колесами, корректируя траекторию движения.

Тормозить блоку позволяет гидромодулятор антиблокировочной системы, он создает давление в тормозной магистрали, блокируя то или иное колесо. Параллельно с этим, «антизанос» «придушивает» мотор, уменьшая его обороты, таким образом уменьшая крутящий момент на колесах.

Стоит заметить, что ESP не дремлет никогда, она работает как при торможении, так и во время старта. Показания обрабатываются, даже когда двигатель отдыхает и машина движется накатом. То, каким образом блок будет корректировать поведение машины, зависит от конкретной дорожной ситуации.

Допустим, в повороте «поплыла» задняя ось, это сразу же зафиксирует датчик углового ускорения и подаст сигнал в управляющий центр. В свою очередь, блок ESP подаст команду двигателю уменьшить обороты. Если принятые меры не дали нужного результата, в бой пойдет антиблокировочная система, притормозив переднее внешнее колесо. Далее, в зависимости от сценария развития событий, блок может применить более жесткие меры.

Стоит добавить, что в автомобилях оборудованных электронной АКПП для ESP есть дополнительные возможности корректировки – блок может вмешиваться в работу трансмиссии и переключать передачу на более низкую или переводить ее в «зимний» режим (если он предусмотрен).

По большому счету система выглядит довольно совершенной и безопасной, но вопреки этому бытует мнение, что опытному водителю, способному ездить на пределе возможностей автомобиля, ESP может только помешать. Эта позиция имеет место быть, и небезосновательно.

Не так часто, но происходят ситуации, когда для удачного выхода из заноса водитель должен поддать газу, но умная машина, вопреки человеческой логике, душит мотор. Как бы это ни было грустно, но не на всех современных автомобилях есть возможность отключения ESP, и даже если она есть, не всегда можно успеть вовремя ее отключить.

Правда, некоторые «антизаносные» системы позволяют водителю небольшие вольности, разрешая легкие срывы оси. Но если, по мнению компьютера, ситуация действительно вышла из-под контроля, она вмешивается в происходящее.

Из всего изложенного выше стоит сделать вывод, что ESP отлично подойдет среднестатистическому водителю, не владеющему приемами экстремального вождения. Блок «антизаноса» способен достаточно точно скорректировать траекторию движения в сложной ситуации, в которой большинство автомобилистов не смогли бы справиться с управлением самостоятельно.

Нужен он вам или нет, зависит только от ваших навыков и уверенности в своих силах. Но даже если на вашей машине установлен ESP, не забывайте, он не умеет менять законы физики, так что в любом случае, будьте осторожны за рулем.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *