Квадратный светофор. Кто отвечает за ненужные знаки и кривую разметку?

В городе Похвистнево Самарской области на 400-метровом участке дороги установили сразу 38 (!) знаков.

Самая главная дорога

Частокол из знаков в Похвистневе появился в конце ноября. 22 знака «Главная дорога» и по несколько обозначений «Пешеходный переход», «Обгон запрещён» и «Левый поворот запрещён» появились на не самой оживлённой улочке города.

Судя по сайту госзакупок, один такой знак стоит 10 тыс. руб. Но местным властям не жалко никаких денег, «чтобы снизить аварийность». «Там почти каждый день машины бьются. Потому решили хоть так привлечь внимание водителей, чтоб они не летели и притормаживали», — признались чиновники.

Разрешение на установку этой знаковой аллеи получено ещё в августе 2015-го. «Всё официально, объект проверяется Госинспекцией строительного надзора Самарской области», — ответила после возмущения горожан подобным самодурством пресс-секретарь главы городского округа Алла Арсланова.

Якобы столько знаков необходимо из-за нескольких выездов из гаражей, которые ведут на эту улицу. «Спешу напомнить, что на самой длинной в городе улице Революционной насчитывается всего 40 знаков „Главная дорога“, а ведь там к трассе примыкают не гаражи!» — возмутился местный журналист Владимир Миленький.

В итоге на «самую главную дорогу» отреагировала полиция: оказалось, знаки установили с нарушением и надо их демонтировать. Сделали это за сутки, и теперь улица Ибряйкинская выглядит опять нормально. Сколько стоил демонтаж и ответит ли кто-то за знаковый беспредел — непонятно.

Кто решает, что ставить

Многие до сих пор уверены, что за знаки, разметку, парковки и камеры на дорогах страны отвечает Госавтоинспекция. Но с 2013 г. она к этому всему имеет мало отношения. ГИБДД лишилась полномочий по согласованию схем организации движения, этот груз переложили на плечи местных властей. И они его несут, как умеют. Видимо, неважно справляются не только в Похвистневе, раз ещё в июле депутаты Госдумы предложили вернуть полномочия Госавтоинспекции.

«За ГИБДД — так называемый надзор. За какие-то неправильные действия, которые вредят безопасности или не соответствуют ГОСТам, она может выписывать предписания и штрафы, её представители присутствуют во всех комиссиях», — говорит член Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Андрей Мухортиков.

Однако эксперт уточняет, что не все проекты проходят через ГИБДД, а только «самые большие и резонансные». В остальных случаях, видимо, можно вешать знаки как попало.

Андрей Мухортиков — замруководителя экспертного центра Probok.net. Центр не первый год занимается проблемами дорожной инфраструктуры, и его сотрудники понимают, что именно не работает и почему. Например, аллеи знаков возникают не столько из-за корысти или злого умысла, сколько из-за некомпетентности тех, кто принимает решения.

И не всегда сугубо научный подход годится, когда надо понять, где лучше расширить дорогу, а где просто нужен новый знак. Тут практики справляются гораздо эффективнее. Простой пример: пешеходный переход. Считается, что самый безопасный — подземный. «Как показывает практика, не всегда.

Если человеку нужно пройти лишних 400 м до подземного перехода, а дорога шириной 10 м, то многие идут по прямой, — объясняет Мухортиков. — Если уж пешеходы здесь переходят, то логично поставить знаки и сделать „зебру“, чтобы по крайней мере водитель ожидал, что они выйдут».

Удобные правила

На прошлой неделе тему знаков затронул даже премьер. «Дорожные знаки ставят не ради того, чтобы казна пополнялась или тем более карман гаишника, а чтобы не было ДТП, и они должны ставиться разумно», — сказал Дмитрий Медведев во время приёма граждан.

Людям действительно давно надоели все эти хаотично вывешенные или выставленные знаки, нередки и штрафы с камер-ловушек и бесконечные пробки, от которых страдают не только мегаполисы. Центр Probok.net предлагает разработать новые правила дорожного движения. Удобные.

На счету центра уже есть успешно реализованные идеи: диагональные переходы, разметка «вафельница» и уменьшенные дорожные знаки. Насколько это удобно, каждый водитель решает сам. Теперь, если идея с удобными изменениями в ПДД пройдёт, оценить их смогут и пешеходы, и пассажиры общественного транспорта.

«Ныне действующие правила, соответствующие Венской конвенции 1968 г., безнадёжно устарели. Они не учитывают вызовов будущего, в них нет ни гироскутеров, ни моноколёс, ни электросамокатов. Уже скоро на дороги выйдут беспилотные автомобили, но их тоже нет в правилах, — говорит руководитель центра Александр Шумский, настаивающий, что надо уходить от зарегулированности движения. — Россия — мировой лидер по выписанным штрафам за нарушение ПДД.

У нас водители получают в 5 раз больше штрафов, чем в Европе. Но не из-за того, что они злостные нарушители. А из-за излишней зарегулированности. У нас столько знаков, что за ними порой дороги не видно».

Probok.net предлагает повсеместное сужение полос, разрешение водителям поворачивать налево через сплошную линию разметки, снижение скорости в городах до 50 км/ч, уменьшение количества дорожных знаков и «зебры» с островками безопасности. Также предлагается поменять круглые светофоры на квадратные, сократить время оформления мелких ДТП, пропускать машины с мигалками в пробках по принципу «ёлочки», убрать «карманы» для остановок общественного транспорта и т. д.

Замруководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы Артур Шахбазяннекоторые идеи «удобных правил» поддержал.

Например, сейчас в столице назрела необходимость сужения ширины автомобильных полос, а также удаления избыточных знаков. «Это так называемый баннерный эффект, — уточнил он. — Люди просто перестают воспринимать информацию, когда её слишком много». По его словам, сам принцип, что в дорожном движении должно быть меньше запретов и больше удобства, поддерживается руководством Москвы.

«Разработка новой концепции правил — это не только сами правила, но и ГОСТы, а также СНИПы, — пояснил Александр Шумский. — На это потребуется год-два. Всё это будет вынесено на общественное обсуждение».

Пока озвучена лишь позиция ГИБДД. «Может, что-то и надо менять в ПДД, но в радикальных изменениях нет необходимости. Сейчас это вполне жизнеспособный документ», — заявил начальник Научного центра безопасности дорожного движения МВД России Дмитрий Митрошин. Но, судя по тому, сколько уже воплощено в жизнь идей от Probok.net, нам всем можно начинать готовиться к нововведениям.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *