Масло масляное

Что мы знаем о моторных маслах? Давайте начистоту — что вы в действительности о них знаете?

Скорее всего, вы сможете вспомнить название бренда производителя. Потом в памяти всплывут две заученные цифры, обозначающие абстрактный термин «вязкость». И наконец, вы должны помнить то, что льете синтетику или полусинтетику.

Но ответьте честно — исходя из каких соображений вы остановились на той или иной вязкости масла? Почему вы льете в двигатель вашей машины именно синтетическое масло? А может быть, вы привыкли заливать в мотор своего автомобиля полусинтетику? Как расшифровывается аббревиатура SAE и чем отличается 5W40 от 0W30?

Может быть, вас совершенно не волнуют эти вопросы, и вы полностью доверяете своему сервисному центру. Если дело обстоит именно так, и при этом ваш автомобиль стабильно исправен, а уровень масла на щупе не меняется от замены до замены — значит, вы отдали свой автомобиль в руки настоящих профессионалов. И эту статью вам дальше читать совершенно ни к чему. Разве что вы просто любопытны.

Итак, начнем наш рассказ с самой основной характерстики:

Вязкость 

В качестве затравки к теоретической части разбора этого понятия давайте разберем два самых распространенных бытующих мифа относительно вязкости моторного масла.

Заблуждение первое: 

«Если я в душе гонщик и езжу быстро, то стандартные масла мне не подходят. Мне нужны специальные спортивные масла повышенной вязкости!» 

Да, действительно, спортивные масла отлично подходят для тех, кто любит агрессивный спортивный стиль езды. Но тут нужно сделать очень важную оговорку — спортивные масла созданы для специализированных спортивных моторов, которые устанавливаются в подготовленные спортивные автомобили.

Иные (бОльшие) зазоры, изначально меньший ресурс мотора как таковой, глубокий хон (насечки на зеркале цилиндра) и масса подобных особенностей отличают форсированные спортивные двигатели от гражданских. Форсированный мотор должен прожить яркую, но недолгую жизнь. Он не рассчитан на ежедневную эксплуатацию, и жидкости в нем используются специфические.

Но в моторах гражданских автомобилей (пусть и самых динамичных) спортивные моторные масла наоборот вызывают потерю мощности и гарантируют скорую поломку двигателя. Зазоры пар трения нормальной гражданской машины просто не предназначены для масел с такой вязкостью и такой толщиной масляной пленки. Кроме того, гражданские агрегаты работают в других температурных диапазонах, меньших, чем форсированные спортивные. Это также отражается на текучести жидкостей. Не та вязкость.

Заблуждение второе: 

«Я не буду лить в мотор своей машины эти новомодные масла. Тогда, когда выпускался мой автомобиль, таких масел и таких вязкостей еще и в помине не было, так что и не надо мне ничего, кроме старой доброй…варианты» 

Доля рынка автомобильных масел для подержанных и отечественных автомобилей прошлого века выпуска все еще остается одной из основных. Это очень большой кусок пирога, миллионы и миллиарды долларов чистой прибыли. Ведущие производители автомобильной химии готовы задушить своих конкурентов в борьбе за него.

И было бы странно, если бы такая напряженная конкуренция не породила стремление внедрять в производство новые технологии в производстве масел, рассчитанных именно на пожилые автомобили.

Мнение эксперта 

Павел Анатольевич Возный директор ООО «РостФинанс» 

Да, действительно, специализированные спортивные моторные масла созданы исключительно для использования в спортивных автомобилях. И более того, даже для разных гоночных дисциплин существуют свои подходящие масла — зависит от типа, настроек мотора, зазоров и вида нагрузки. Для драгрейсинга подойдет одно, а для ралли — уже совсем другое масло, с другим индексом вязкости и комплексом присадок. 

Специализированные спортивные масла стоят значительно дороже обычных гражданских масел. Но, к сожалению, обычный пользователь, заливший спортивное масло в мотор, просто не сможет почувствовать всех плюсов. Мотор его машины не работает в нужных для этого масла режимах — масло просто не проявит свой потенциал. 

В линейке бренда Marly есть подобные масла и жидкости, созданные исключительно для использования на гоночном треке. 

Но если же вы очень любите свою машину и готовы применять и использовать только лучшее, не обязательно искать что‑то с приставкой «спорт». Если вы ищете настоящего качества и эксклюзива, лучше подумать про эстеровые масла Marly. Позже мы расскажем вам про эстеровые масла подробнее. 

Да, Marly — это далеко не самый дешевый бренд. Но выбрав Marly однажды, вы не захотите менять его на что‑то другое. Мир моторных масел разделится для вас на две категории — просто масла и масла Marly. Вы поймете это по работе двигателя после первой замены вашего прошлого масла на масло Marly. 

Эти масла не похожи ни на что другое как по свойствам, так и по внешнему виду. Продукция компании Marly — это уникальные по своим характеристикам и составу эстеровые масла, трансмиссионные масла и спецжидкости практически для любой моторной техники. Вы обязательно почувствуете разницу. 

Хорошо, если вы не узнали себя ни в одной из зарисовок. Давайте попробуем вдумчиво разобраться, почему каждая из озвученных позиций вредит двигателю вашего автомобиля, и что же такое вязкость масла.

Начнем с главного — для чего вообще нужно моторное масло 

Итак, правильно подобранное моторное масло должно обеспечивать постоянную защиту металлических поверхностей от сухого трения, так как оно вызывает перегрев и разрушение деталей. Одновременно с этим толщина смазывающего слоя должна обеспечивать оптимальную герметичность цилиндров при сохранении максимальных характеристик скольжения. Грубо говоря моторное масло, словно эластичная пробка, затыкает собой зазор между поршневыми кольцами и поверхностью цилиндра.

А теперь, примерно представив функции масла, прибавьте к получившейся картинке тот факт, что моторному маслу приходится работать в очень широком диапазоне температур — от резких минусовых до +140—150 градусов Цельсия. В этих диапазонах текучесть масла меняется от состояния свежего вязкого меда практически до текучести воды (при высоких температурах).

Очевидно, что создать стабильную субстанцию, способную сохранять свои характеристики во всех температурных режимах, практически невозможно. Следовательно, любое моторное масло— это набор компромиссов, подобранных для максимально эффективной работы (максимального КПД) конкретного типа двигателя при типичных условиях эксплуатации. Перечитайте эту фразу дважды, если не удастся вникнуть с первого раза.

И как раз вязкость масла в данном случае является основной характеристикой, исходя из которой, производители решают — какое масло рекомендовать к использованию в том или ином двигателе. 

По сути, под определением вязкости мы имеем в виду способность масла оставаться на поверхности трущихся деталей и при этом сохранять текучесть. Все вроде бы просто, но не забывайте про изменение плотности жидкости и зазоров металлических деталей при изменении температур. Разработчики моторных масел должны были подобрать оптимальную пропорцию таким образом, чтобы усиление текучести масла при нагреве работающего мотора успевало за сужением зазоров.

Таким образом, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) классификация описывает изменение вязкости масла в диапазоне рабочих температур. Иными словами, цифры после аббревиатуры SAE показывают диапазон температур, при котором работа мотора с подобным моторным маслом является безопасной. Но тут надо сделать очень важную оговорку — помимо подходящего температурного диапазона масло должно иметь допуск вашего автопроизводителя. 

Отсюда вытекает закономерный вопрос: какая вязкость подходит именно для моего автомобиля? 

Итак, как мы уже говорили, масло с высоким показателем вязкости при высоких температурах (вторая цифра в паре значения вязкости) лучше подходит для использования в горячих спортивных моторах. Но это совсем не значит, что если вы предпочитаете спортивный стиль езды, вам подойдет такое масло.

Скорее всего, зазоры двигателя вашего гражданского автомобиля просто не рассчитаны на большую толщину масляной пленки вязкого спортивного масла. И такой жидкостью вы просто положите мотор.

Отсюда делаем закономерный вывод— перед тем, как начать использовать то или иное масло, обязательно посмотрите на то, какие именно масла рекомендовал к использованию в двигателе вашей модели автомобиля сам производитель. Плюс к тому, каждая новая марка масел перед тем, как попасть на рынок, должна пройти сертификацию, получить допуски производителей. Формально подобные тесты не являются обязательными, но ни одна серьезная марка-производитель масел не выпускает на рынок продукты, не прошедшие подобные тесты.

При этом, если какая‑то серия масел не попадает в список для использования в моторе именно вашего автомобиля, это вовсе не значит, что перед вами плохое масло, и не спешите его хаять. Если масло вам не подходит, это значит лишь то, что оно создано для двигателей с другой конструкцией, с использованием других металлов. Но для того чтобы полноценно раскрыть тему допусков, нам понадобится еще одна подробная статья.

Краткий итог: 

— Не стоит использовать в гражданских автомобилях как специализированные спортивные, так и более вязкие масла — будет только хуже.

— Не бойтесь использовать в старых моторах новые серии моторных масел. Смотрите на вязкость и допуски.

— „„Всегда перед использованием какого‑либо моторного масла проверяйте, имеет ли оно допуски к использованию в моторе конкретно вашего автомобиля.

— Что бы ни говорил продавец — если на этикетке масла не обозначен допуск вашей марки автомобиля, это значит, что его просто нет.

В следующем материале мы продолжим рассказ о допусках моторных масел и углубим рассказ о технических предпосылках производства моторных масел различной вязкости.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *