Можно ли требовать с велосипедиста компенсацию за поврежденный автомобиль?

Больше количество велосипедистов, людей на самокатах и гироскутерах пугает автомобилистов. Порой человек на электрическом самокате может разгоняться до 80 км/ч и двигаться в плотном потоке транспорта. Естественно, так и до аварии не далеко.

О том, какое юридическое качество имеют новые участники движения и применимы ли к ним Правила дорожного движения (ПДД), рассказывает член Ассоциации юристов России, зам. председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Водитель сбил человека

Велосипедисты и другие участники движения подчиняются ПДД, так же как и автомобилисты. Они обязаны соблюдать правила и стараться не создавать помех для других участников движения.

Самокат и велосипед должны иметь световые приборы, а так же фару, без которой выезд на дороги общего пользования запрещен. Естественно не все помнят об этом требовании правил, а зря. В этом случае, риск попадания в ДТП возрастает, и велосипедист даже может быть признан виновным в аварии.

Если велосипедист или водитель самоката окажутся в ДТП по вине водителя, то причиненный им ущерб выплачивается страховой компанией по полису ОСАГО. Если помимо велосипеда пострадал еще и человек, то ему так же положена компенсация вреда здоровью, а так же компенсация морального вреда.

Велосипедист виноват в ДТП

Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда для этого необходимо догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если конечно велосипед не пострадал.

Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль это источник повышенной опасности, а вот велосипед нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя, у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.

Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. Так же и при обоюдной вине, размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.

Если, допустим велосипедист, нарушив правила дорожного движения, был сбит автомобилем и при этом пострадал лишь велосипед, то в возмещении морального вреда велосипедисту может быть отказано.

Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде, решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающего автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел. В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.

Несмотря на отсутствие вины водителя, с него, как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а так же моральный вред вы размере 50000 рублей.

Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу, а именно автомобилю. Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100000 рублей. Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.

Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел

Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцируют аварию, но сами в ДТП не участвуют. Чтобы разобрать такие происшествия юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями.

К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. N 16-КГ13-26.

Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобилю, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.

Однако сделать это всегда чрезвычайно трудно. Зачастую очень сложно бывает доказать, что водитель машины действовал в условиях крайней необходимости и отвернул, избегая пстолкновения. В большинстве случаев, чтобы определить, что было на самом деле, необходимо проведение объемной автотехнической экспертизы.

Эксперт может прийти к выводу, что водитель вел свой автомобиль со скоростью без учета дорожных и метеорологических условий, имел техническую возможность избежать наезда, и въехал в столб или повредил другие автомобили исключительно по своей вине.

В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах».

Статус «средства повышенной опасности» ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.

Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту, лучше притормозить и ообще держаться от них подальше.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *