Мыть или не мыть? Надо ли промывать двигатель при замене масла

Один из водителей нашей компании озадачился вопросом «надо ли промывать двигатель при замене масла?». Вопрос, надо сказать, неоднозначный, и задавался им хотя бы однажды, пожалуй, каждый автомобилист. А раз так, внесем ясность в почти гамлетовскую дилемму «мыть или не мыть».

Для начала определимся с понятиями. Что же  такое промывка двигателя? Некоторые под промывкой понимают «пятиминутку». Процесс, когда в старое масло перед его заменой заливают какую-то специальную «химию», которая призвана очистить двигатель от всего ненужного буквально за 5-10 минут. Другие называют промывкой специальное промывочное масло, которое заливается между «старым» и «новым» маслом. Последнее, согласитесь, на промывку похоже больше. Но всегда ли надо к ней прибегать?

Чем промывать?

Начнем с «пятиминутки». Это смесь сильных растворителей, которые способны растворить и отслоить с деталей двигателя отложения лака и прочих твердых шлаков, осевших на внутренних поверхностях двигателя. «Пятиминутку» заливают в уже отработавшее масло перед его заменой и дают двигателю поработать пять минут на холостом ходу. Важно в этот момент не газовать, т.к. промывка разжижает масло, и детали работают в этот момент с повышенным трением.

Применение «пятиминутки» имеет свои «подводные камни». Первый кроется в непредсказуемости реакции двигателя на такую промывку. Ее применение на сильно загрязненных моторах может привести к отслоению отложений хлопьями, кусками, что иногда приводит к засорению маслоприемника и, как следствие, к масляному голоданию мотора, в исключительных случаях к стуку, заклиниванию мотора.

На цепных моторах с изменяемыми фазами газораспределения (VVT-I, VTEС) случается отказ в работе муфт изменения фаз, гидронатяжителей цепи, что приводит к проскакиванию цепи, загибу клапанов. Иногда жесткие частички нагара попадают под кромку сальников, что приводит к появлению течи масла после применения «пятиминутки».

Второй «подводный камень» в том, что после слива масла с «пятиминуткой», часть его остается в двигателе. Это около 10% от общего объема масла. Таким образом, заливая свежее масло после такой промывки, вы получаете масло, разбавленное отработавшим маслом с добавлением сильной химии. Т.е. к присадкам, которые и так присутствуют в новом масле, добавились другие присадки. Производителем двигателя и масла такой расклад, естественно, предусмотрен не был, и как будет вести себя мотор с таким «наполнителем» также неизвестно.

Поэтому после применения «пятиминутки» двигатель рекомендуется промыть промывочным маслом, при этом, не меняя фильтра. После чего слить промывку, заменить масляный фильтр и залить новое масло. Как видите, этот способ предполагает, по сути, двойную промывку, иначе вы рискуете навредить двигателю. К традиционной промывке и перейдем.

Есть люди, которые не верят в существование специального промывочного масла, считая, что для промывки на СТО используют обычную дешевую «минералку». В чем правы эти люди, так это в том, что промывочное масло действительно минеральное. В остальном же все не так. Промывочное масло имеет небольшую концентрацию присадок, обладающих моющими, антикоррозионными и противоизносными свойствами. Промывочное масло также удаляет остатки отработавшего масла и всевозможной грязи, находящейся в масле во взвешенном состоянии.

Принцип действия практически тот же. Из прогретого двигателя сливают отработавшее масло и заливают промывочное в объеме, необходимом для заполнения масляной системы. Затем двигатель в течение 10-20 минут работает на холостых оборотах, после чего промывочное масло сливают, меняют масляный фильтр и заливают свежее масло.

Есть и другие менее традиционные способы промывки двигателя. Так, некоторые автомобилисты готовы платить дважды. Сначала они сливают отработавшее масло, затем заливают новое, проезжают на нем около 1000 км, опять сливают и снова заливают новое. Способ затратный, особенно, если вы используете дорогую «синтетику», да и к тому же, вряд ли, оправданный.

Мыть или не мыть?

Но как понять, нуждается ли двигатель в промывке в принципе? Если разобраться, то и этот вопрос достаточно простой.

Если у вас новый автомобиль или прошлое автомобиля вам хорошо известно, хозяин бережно ухаживал за мотором, вовремя менял масло, причем использовал только качественное, не экспериментировал с присадками, то промывка при замене вряд ли имеет смысл. Если же вы только что купили автомобиль, и его прошлое туманно, не лишним будет сразу же поменять масло, при этом предварительно промыв двигатель. Если двигатель имеет солидный пробег, возможно, имеет смысл воспользоваться «пятиминуткой» с ее сильным отмывающим эффектом.

Промывать двигатель рекомендуется в случае, когда вы меняете вязкость и тип моторного масла. Например, меняете «полусинтетику» на «минералку». При этом при переходе на с любого масла на «синтетику» или с нее промывка не обязательна.

Промывка не помешает, если предыдущее масло было некачественным или после ремонта ДВС.

Исследования, проведенные журналом «За рулем» показывают, что промывка двигателя помогает сохранить свежее масло более чистым (светлым), но при этом антиокислительные свойства станут выше, если заменить одно хорошее масло другим без промывки.

Итак, можно сделать вывод, что промывка, безусловно, полезна, но имеет смысл не во всех случаях и формах. Способ промывки зависит от, скажем так, истории двигателя. И единственный совет, который может подойти всем без исключения – используйте только качественные масла, опасайтесь подделок и вовремя меняйте масло в двигателе своего автомобиля, и тогда вы получите от него благодарность в виде стабильной работы на протяжении не одного десятка тысяч километров.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *