На границе тучи ходят хмуро

…край суровый тишиной объят! Эти красноармейские стихи про самураев и наши танки как нельзя лучше иллюстрируют нынешнюю ситуацию с ввозом японских б/у авто. Дальневосточная таможня если не тишиной объята, то заметно сбавила обороты: в 2013 году импорт легковых иномарок с Востока упал на 8 %, а всего по стране — на 17 %.

Не решаются самураи переходить границу у реки — виной тому высокие таможенные пошлины и введенное ограничение на ввоз по нормам Евро-5. Так что же, конец нашим любимым праворульным «японкам»? Не спешите! Давайте сначала разберемся.

Не только таможня губит спрос на б/у автояпонцев (сейчас расклад пошлин таков, что ввозить автомобили объемом двигателя более 2-х литров экономически бессмысленно — дешевле купить аналог у официального дилера). Немалую роль играет процесс импортозамещения: в европейской России уже россыпь сборочных производств; VW, Renault, Peugeot, Hyundai, Ford и другие заполняют рынок новыми моделями по цене от 450 т. р. Левый руль, гарантия, официальный сервис… Не соблазняет?

Кроме того, во Владивостоке постепенно раскручивается «Соллерс» — в 2013‑м предприятие собрало более 68 000 автомобилей (SsangYong, Toyota, Mazda). Конечно, большую часть этих машин увозят на Запад, но все же… вода камень точит.

На границе тучи ходят хмуро

Далее, злополучное Евро-5. Отметим, что до 31 декабря 2015 года включительно автомобили либо двигатели внутреннего сгорания с экологическим классом Евро‑4 могут быть ввезены в РФ при наличии документов о соответствии, выданных до 1 января 2014 года и действующих на момент ввоза товаров. Налицо лазейка, переходный период — еще целых два года Евро-4 при ввозе законно! Это во‑первых.

Во-вторых, в Японии экологические нормы выхлопа, соответствующие уровню Евро-5, начали вводиться с 2007 года (а в Европе с 2009 года). Таким образом, большая часть японских автомобилей 2007 г. в. сейчас еще являются проходными. Это не так уж и мало. Для перестраховки можно порекомендовать заказывать машины не старше 2008 года — к ним точно не будет никаких претензий.

В-третьих, сама таможня не занимается сертификацией автомобилей под Евро‑5. Этот процесс отдан на откуп частным компаниям, имеющим соответствующие лицензии. В среднем получить сертификат Евро-5 на ходовое японское авто гольф-класса стоит порядка 6—10 т. р. При этом (приятная новость!) сертификат вообще не обязателен, если ранее через таможню уже проходил автомобиль точно такой же комплектации (год, кузов, двигатель). Тогда его данные уже внесены в базу ФТС, и вам придется платить всего 500 р. за оформление.

На границе тучи ходят хмуро

Подводные камни? Они, конечно, есть. Встает вопрос о добросовестности фирм, аккредитованных для выдачи сертификатов Евро-5. Есть шанс, что уже после получения ПТС и ввоза машины ГИБДД (быть может, через год-два — всякое бывает) проверит ваши документы и обнаружит, что сертификат недействителен.

Тогда возможна конфискация авто или крупный штраф (а то и обвинения в подделке документов). Об этом говорил, в частности, начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля службы организации таможенного контроля Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Андрей Беляев на пресс-конференции еще в декабре 2013‑го.

Выход очевиден: не злоупотреблять услугами фирм-однодневок, пользоваться только проверенными каналами.

На границе тучи ходят хмуро

Теперь к вопросу о распилах и конструкторах. Как мы уже писали, такой вариант имеет смысл лишь для энтузиастов сборки эксклюзивных гоночных машин или шоу-стопперов. Распил ввозится как запчасти, не получает никакого ПТС и не может быть основой автомобиля для езды по дорогам общего пользования. Иначе это незаконно, и последствия могут быть даже уголовными — сотрудники ГИБДД сейчас прекрасно разбираются в нюансах пиления и подделки документов.

Заметим, что и как запчасти распилы экономически невыгодны: фирмам, специализирующимся на разборках, дешевле везти комплектующие россыпью, в ж/д вагонах (запчасти покупаются на утилизационных заводах Японии, где ресурс этих деталей заведомо хуже). Поэтому пилят только особо эксклюзивные авто для экстремального тюнинга.

Чтобы наше «журналистское расследование» не выглядело надуманным, мы попросили прокомментировать ситуацию с ввозом автомобилей с ДВ самих посредников — тех, кто как раз привозит машины в Красноярск под заказ.

Иван Хрепков (экспорт б/у японских автомобилей):

— Ввозной бизнес еще жив, но с каждым годом процедура растаможки усложняется, цены растут. В нормах Евро-5 не вижу принципиальной проблемы — просто приходится доплачивать за сертификат 6—10 т. р., да и проходной год ограничился 2007‑м. Как и раньше, не имеет смысла ввозить машины мощностью свыше 150 л. с. и объемом более 2-х литров.

Что касается бюджетного класса, особых проблем нет. По сути, японским компактным машинам до 500 т. р. нет альтернативы на российском рынке: даже новые корейские авто заметно хуже качеством, что уж говорить о французах и «Ладах». Машины для внутреннего рынка Японии до сих пор собираются очень хорошо и надежны в эксплуатации — при весьма богатых комплектациях. Для красноярцев вполне реально привезти Toyota Fielder 2009— 11 г. в. за 475—515 т. р., или Honda Fit 2010 г. в. в районе 400 т. р., с пробегом в пределах 50 т. км. Попробуйте за эти деньги отыскать близкие по характеристикам новые авто!

Максим Грищук, экспортная компания SM—Line:

На границе тучи ходят хмуро

— Как показывает опыт, автомобиль выбирают, прежде всего, по средствам. Примем за исходные данные наличие АКПП, подушек безопасности, возраст до 5 лет, хорошее состояние (не требует вложений на ремонт, надежный бренд), при сумме на техобслуживание в пределах 10 т. р. В этом случае можно предложить два популярных варианта выбора:

— авто для девушки/жены от 300 до 400 т. р. с левым рулем: оказывается, выбирать практически не из чего;

— полноценный седан, универсал или даже 7‑местный минивэн за 500—650 т. р., без привлечения кредита: именно в этом случае японские авто безальтернативны. Дело в том, что новые иномарки из салона в нормальной комплектации стоят от 750 т. р., при этом к надежности и качеству сборки есть вопросы. При продаже через пару лет теряется около 20 % цены. Качество «японцев» — эталон, при перепродаже через 2 года теряется не более 10 %, а то и меньше;

— полноприводный автомобиль: с левым рулем, да еще на АКПП в салонах до 850 т. р. таковых просто нет. Не говоря о микроавтобусах, которые чаще 4WD и все больше и больше пользуются спросом.

Резюме:

В большой степени падение ввоза японских б/у автомобилей связано с изменением сознания людей. Просто многие предпочитают гарантию и кредит, чем определенный процент риска купить кота в мешке из Владивостока. Многие заботятся об имидже и берут принципиально новые авто. Но в конечном счете пока нет никаких законных препятствий для приобретения, эксплуатации и дальнейшей перепродажи праворульных японок — это вопрос выбора.

Жили-были три танкиста, один купил Lada Granta, второй — Solaris, а третий заказал себе Toyota Wish и тоже радуется жизни. Дело, в общем‑то, хозяйское.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *