НЕ ЗАКИПИ!

Пристально рассматриваем антифриз для автомобиля, не выливая его из тары

Дело дней минувших

На заре расцвета автомобильной эры лучшей охлаждающей жидкостью (ОЖ) была обычная вода. В те далекие времена никто не обращал внимания на такую мелочь, как накипь в радиаторе. Технологии, мощность, материалы тогда были далеки от современных, и это позволяло использовать такой примитивный способ охлаждения агрегатов.

Зимой же, чтобы замерзшая вода не разорвала радиатор и головку блока цилиндров, в нее добавляли этиленгликоль, метанол или какие‑либо другие спирты или соединения, предотвращающие крис­таллизацию воды. Кстати, знаменитый «Тосол», по сути своей, и есть смесь этиленгликоля и воды. Эта ОЖ была создана в СССР для всесезонной эксплуатации и носила именно это название.

Но технологии развивались, и прогресс не обошел стороной автомобиль и его технические жидкости. Появилось полусинтетическое масло в обиходе, а затем «полная синтетика», шампунь для автомобиля и прочие радости современного водителя.

«Тосол» и вода также уступили место современным антифризам. Уверен, с развитием электроавтомобилей и автомобилей на водородном топливе, лет так через пятьдесят, антифриз кардинально изменится или вообще потеряет свою актуальность. Но это будет «завтра», а сейчас перейдем к теме нашей статьи.

Классифицируем неклассифицируемое

Начнем с главного. Единой международной классификации охлаждающей жидкости не существует. И в ваш новенький автомобиль лучше заливать тот антифриз, который советует сам производитель авто.

Чаще всего антифриз его производители классифицируют по своей собственной классификации. Так, «Фольксваген Групп» предлагает для нас стандарт G, автомобильная Великобритания ищет буквы BS и B5 на упаковке антифриза, прежде чем залить его в радиатор. В России есть ГОСТ, который лишь устанавливает некие нормы для ОЖ (плотность, вспениваемость, температура начала кристаллизации и пр.), оставляя многие параметры без каких- либо норм, например, срок службы или цвет.

В цивилизованном мире есть три самые распространенные технологии производства антифризов: карбоксилатная, гибридная, и традиционная. США и Европа используют различные красящие добавки, чтобы разделить на своем рынке антифризы с различными пакетами присадок.

Карбоксилатные антифризы в Америке окрашиваются в красно-оранжевый цвет, а гибридные в зеленый. В Европе слегка другие оттенки: красно-розовый и зелено-синий соответственно. Японские и китайские антифризы различных технологий могут быть различного цвета, строгой приверженности к цвету у них нет.

Выбирая антифриз, следует обратить внимание на три категории производителей:

• оригинальные OEM-антифризы;

• антифризы ведущих импортных брендов;

• отечественный антифриз ведущих марок, прошедших испытания и допускаемых к эксплуатации производителем вашего автомобиля.

Хотим обратить внимание на огромную долю дешевого суррогата на нашем рынке. Покупая за копейки антифриз, будьте готовы к сюрпризам в виде поломок деталей системы охлаждения или течи радиатора, а в итоге к дорогостоящему ремонту вашего железного коня после некоторого продолжительного периода эксплуатации автомобиля на подделке под антифриз. Как обычно, скупой платит дважды.

Типология антифризов

Сегодня производители выделяют четыре основных типа антифризов, используя градацию по типу используемых присадок. Выделяют антифризы на основе карбоксилатных (ОАТ), гибридных (Hybrid), лобридных (Lobrid) и традиционных (Traditional) присадок.

Карбоксилатные антифризы имеют большой срок службы, даже более 5 лет, и выполнены на основе карбоновых кислот. Данная группа ОЖ надежно служит в вашем автомобиле, предохраняя от коррозии и образования накипи.

Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) ингибиторов еще и минеральные присадки, охраняя ваш автомобиль от перегрева сроком от трех до пяти лет. Антифризы этого типа образуют защитную пленку на поверхности элементов охлаждающей системы вашего автомобиля.

Лобридные антифризы являются этакой нанотехнологией для охлаждающей системы автомобиля. Подобную группу антифризов европейские производители разрабатывают для обеспечения, прежде всего, максимальной экологичности продукта, а также, по возможности, для выдающихся характеристик данного продукта.

Как и все новомодное с приставкой «нано», стоит дороже всего, но и обещает дать максимальную пользу для автомобиля. Что интересно, разработкой такого типа антифриза занимается и отечественный производитель, который дает гарантию до пятисот тысяч километров пробега на одной заливке в новый автомобиль. Это означает, что весь срок службы вашего автомобиля вы должны проездить на одной заправке подобным суперантифризом.

В общем- то, эта «нано» не является каким- то экстраординарным изобретением, как адронный коллайдер. Это всего лишь грамотно выверенная смесь небольшого количества минеральных присадок с органическими компонентами (карбоксилатами), плюс особая методика получения продукта.

Но микрочастицы золота или алмазов там искать бессмысленно, хотя стоимость продукта заставляет задуматься о смысле поиска таких частиц. Ну да ладно, хорошее всегда стоит недешево, поэтому мы отметим еще и прекрасные моющие, антикоррозионные свойства такого продукта.

Ну и традиционный (классификация этого продукта принята как IAT) антифриз. Срок службы максимум два года, и низкие эксплуатационные свойства давно уже поставили под сомнение выпуск подобного продукта. Хотя «Тосол» до сих пор можно найти на прилавках нашей страны.

Несвобода выбора

Зададимся вопросом: чем грозит водителям неправильный, непрофессиональный подбор или покупка «не того» антифриза? Спешим успокоить, ожидать взрыва и отвалившихся колес явно не стоит. Ваш автомобиль будет все также прямо и быстро двигаться, но вот в его утробе будут происходить не самые лучшие процессы.

Мало того, что авто может начать банально быстро перегреваться, так еще все полости, где циркулирует ОЖ, начнут медленно, но верно покрываться налетом, осадками, начнется коррозия деталей. Уж лучше потратиться на промывку и новый грамотно подобранный антифриз, нежели потом «лечить» заболевший автомобиль.

Для самодиагностики смены охлаждающей жидкости есть пара простых способов:

1). Ато стало быстро перегреваться. Это является первым сигналом со вниманием посмотреть на радиатор и ОЖ. Если радиатор чист (забивание ячеек пылью и июльских пухом еще никто не отменял), то нужно посмотреть цвет вашего антифриза. Вы же знаете его изначальный цвет? Как не знаете? И периодичность замены тоже не помните? Тогда у вас есть точно повод для замены антифриза в вашем автомобиле.

2). Едет ваш автомобиль и едет от замены до замены ОЖ, но в одно «прекрасное» утро вы обнаружили, что ваш зеленый антифриз поменял цвет и стал серо-буро-малиновым. Ну а авто‑то не греется, и, казалось бы, да ерунда. А вот и нет. Такие изменения есть 100 % повод к замене ОЖ и говорит об образовании коррозии, отложений или об окончании срока службы антифриза. Вот по этой причине нужно смотреть не только уровень масла в двигателе, но и следить за цветом антифриза. Но если вы заметили, что недавно залитый антифриз вместо яркого-красного цвета стал бледно-розовым, то нет повода для беспокойства. В данном случае при производстве антифриза используются экологически чистые красящие пигменты, что является небольшим, но шагом на пути к сохранению экологии на нашей планете.

Чистим, моем и меняем

Ну и в завершение данной статьи мы расскажем вам о том, как правильно менять антифриз в вашем автомобиле.

Менять антифриз стоит в рамках рекомендаций вашего производителя антифриза. Период замены у тосолов составляет до 50 000 км или ранее, у большинства антифризов период замены в два раза больше, чем у тосолов. Современные антифризы, обладающие увеличенным ресурсом эксплуатации, и их можно менять после 250 000 км пробега или 5 лет использования (что наступит раньше).

Все эти утверждения справедливы для антифриза, который не потерял свой истинный цвет, и когда ваше авто не перегревается при эксплуатации. Данные утверждения несправедливы для новейших антифризов, особенно для его лобридных представителей. Для них возможная замена оговаривается минимум раз в 100 000 километров пробега. А то и больше.

Работы по смене ОЖ можно доверить сервисменам. Но если вы не падаете в обморок при виде гаечного ключа, то антифриз можно поменять самому.

Схема замены антифриза выглядит следующим образом: вам потребуется купить рекомендованный вашим автопроизводителем антифриз, промывочную жидкость, запастись обычной водой, а лучше дистиллированной, емкостью для отработавшей ОЖ, шланги, трубы.

Отметим важный момент: на рынке существует концентрат антифриза и уже готовый к использованию в радиаторе автомобиля антифриз. Так вот, концентрат нужно разбавлять водой в указанной на этикете пропорции, а готовый антифриз из банки заливают прямо в охлаждающую систему автомобиля.

«Меняют ОЖ только на холодном автомобиле — делится с нами инженер-технолог ООО «Тосол-Синтез» Алексей Лунин — и лучше всего поставить автомобиль на эстакаду или горку передом вниз, чтобы большее количество жидкости вытекло. Убедитесь, что двигатель находится в холодном состоянии.

Под радиатором располагают вместительную емкость для принятия сливаемой жидкости. Затем открывают крышку радиатора и откручивают сливную пробку на блоке цилиндров для того, чтобы слить жидкость из двигателя. Ее точное местонахож­дение должно быть вам известно. Старый отработанный антифриз начинает вытекать из радиатора, блока цилиндров и расширительного бачка.

После слива отработанного старой охлаждающей жидкости осматривают все патрубки и рукава системы охлаж­дения на предмет наличия на них трещин и разрывов, при обнаружении каких‑либо дефектов их заменяют.

После этого систему охлаждения промывают от остатков прежней охлаждающей жидкости. Для этого закручивают сливную пробку на блоке цилиндров. Заливают дистиллированную воду или специальные промывочные жидкости в систему охлаж­дения через горловину радиатора. Далее закручивают пробку радиатора, заводят автомобиль, включают печку на максимальный режим и дают поработать двигателю на холостом ходу несколько минут до его разогрева.

После нагрева двигатель выключают и дожидаются его полного охлаждения. Откручивают крышку радиатора и сливную пробку и сливают промывочную жидкость в соответствующую емкость. Эту процедуру выполняют два-три раза в зависимости от качества и цвета после промывания системы охлаждения промывочной жидкос­ти.

Затем промывают систему охлаждения от остатков жидкости для промывания. Для этого заливают в систему обычную воду и повторяют такую же процедуру, как с промывочной жидкостью.

Перед заключительным этапом промывки необходимо использовать готовый антифриз (не концентрат), разбавленный дистиллированный водой в соотношении 50/50. После промывки данная смесь сливается таким же образом, как описано выше. Этот прием позволит вам максимально полно использовать рабочий ресурс антифриза.

На заключительном этапе в уже промытую систему охлаждения заливают новый антифриз. Автомобиль при этом ставят на эстакаду или горку передом вверх во избежание образования в системе охлаждения воздушных пробок.

Антифриз заливают не полностью, крышку радиатора не закрывают, двигатель заводят, печку включают на максимальный режим, и оставшиеся в системе охлаждения двигателя пузырьки воздуха вытесняются наружу. После этого антифриз доливают до необходимого уровня в расширительном бачке, и крышку радиатора закручивают. После нескольких поездок на автомобиле проверяют в системе охлаж­дения уровень антифриза и в случае необходимости доливают до нужного уровня в расширительном бачке».

Вот, в принципе, и все. Можно смело дальше пользоваться вашим автомобилем.

И на этом мы оканчиваем наш рассказ об антифризе для автомобиля.

Специалист компании  «Тосол — Синтез» Татьяна Трубникова

Традиционные антифризы (IAT) образуют защитный слой,  что, как показали наблюдения, является не плюсом, а минусом для бесперебойной работы автомобиля. Традиционные присадки образуют защитное покрытие деталей охлаждающей системы автомобиля, которое для лучшего понимания можно представить в виде штукатурки.

При этом надо учесть, что антифриз (а вернее, тосол, потому что в России с такими присадками выпускается еще и тосол) циркулирует в системе охлаждения с достаточно хорошей скоростью. За счет высокой скорости циркуляции через систему охлаждения автомобиля в минуту прокачивается большой объем охлаждающей жидкости.

Со временем (через год или два) традиционные присадки в виде мелких частиц оседают на стенках системы охлаждения. Поток охлаждающей жидкости подхватывает осадок, который бомбардирует  металлические детали охлаждения, провоцируя ускорение процесса коррозии. В результате говорить об эффективной защите от коррозии традиционного антифриза или тосола нет смысла.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *