Неисправности тормозной системы транспортного средства

Материал о том, что важно помнить о тормозах, по каким признакам можно определить неисправности, каковы их причины и способы устранения.

Важно помнить

Неисправности тормозной системы проявляются как в следствие естественных причин работы и старения компонентов системы, так в результате несвоевременного, неполного или неправильного обслуживания тормозной системы.

Профилактика и выявление неисправности тормозов производится:

  • наблюдением за контрольными указателями неисправности тормозной системы при каждой поездке;
  • наблюдением за поведением автомобиля при каждой поездке;
  • регулярным наблюдением уровня и состояния тормозной жидкости по шкале бачка в подкапотном пространстве;
  • регулярным осмотром компонентов тормозной системы на следы утечек, повреждений, перегрева;
  • периодическим замером остаточной толщины накладок тормозных колодок и тормозных дисков;
  • при периодическом квалифицированном обслуживании, выполнении профилактических работ по очистке и смазке, компьютерной диагностике;
  • периодической диагностикой тормозной системы на специальных стендах для проверки развиваемых тормозных сил и определения их разницы между правыми и левыми колесами.

Важно помнить, что существуют объективные критерии исправности тормозов автомобиля.

Необходимость доливки тормозной жидкости определяется по шкале на боковой поверхности бачка.

В руководствах по ремонту и эксплуатации на автомобили указана предельная толщина тормозного диска, достижение которой определяет необходимость его замены. Этот параметр разнится в зависимости от модели автомобиля и установленной модификации тормозного механизма.

Так же установлены необходимые параметры при инструментальной проверке тормозов в рамках технического осмотра по развиваемым усилиям и разнице. Установлены и объективные критерии по исправности стояночной тормозной системы.

И разумеется, прохождение технического осмотра не допускает наличия утечек тормозной жидкости, повреждений тормозных шлангов.

Так же производители в руководстве по эксплуатации устанавливают объем и периодичность обслуживания тормозных систем.

При раде неисправностей тормозной системы эксплуатация транспортных средств запрещена, т.к. создает реальные предпосылки для аварии с угрозой жизни и здоровью участников дорожного движения.

Признаки неисправности тормозной системы автомобиля

При определении неисправности тормозной системы необходимо исключить влияние иных факторов – неудовлетворительное состояние шин и их несоответствие сезону, неправильное давление в шинах или разность давления в шинах на правой и левой стороне, нарушение геометрии колесного диска, нарушение геометрии кузова и подвески после ДТП и др.

Основными признаками неисправностей тормозной системы автомобиля являются:

  • Горит неисправность тормозной системы среди контрольных ламп приборной панели.
  • Загорание контрольной лампы указателя неисправности ABS (антиблокировочной системы).
  • Загорание контрольной лампы указателя неисправности системы ESP и других вспомогательных систем.
  • Следы протечки тормозной жидкости.
  • Шипение воздуха при утечках в пневматическом контуре тормозной системы.
  • Увеличение тормозного пути.
  • Отклонение от прямолинейного движения при торможении.
  • Биение (вибрация) при торможении, которая отличается от незначительных обратных толчков педали тормоза при штатной работе ABS.
  • Посторонние звуки при торможении: скрежет, визг, свист, стук.
  • Неспособность стояночного тормоза удерживать авто на уклоне заданной крутизны.
  • Перегрев тормозных дисков.
  • Трещины тормозных дисков.
  • Трещины на поверхности тормозных шлангов.
  • Длинный ход рукоятки стояночного тормоза.
  • Большой ход педали тормоза.
  • Снижение усилия на педали при торможении.
  • Повышение усилия на педали при торможении.
  • Самопроизвольное торможение автомобиля.
  • Показания специальных стендов диагностики тормозной системы.

Причины неисправности тормозной системы

Основными причинами неисправности тормозной системы являются:

  • Предельный износ тормозных колодок. Проявляется в виде загорания лампы сигнала датчика износа тормозных колодок, либо свистом, визгом или скрежетом)
  • Предельный износ тормозных дисков.
  • Деформация тормозных дисков при резком охлаждении после интенсивного нагрева (чаще попадание воды из лужи после серии торможений). Проявляется в виде биения (вибрации) при торможении.
  • Слишком частое интенсивное торможение (чаще вызывающее чрезмерны перегрев тормозного диска и увеличение тормозного пути).
  • Отрывание фрикционного материала от металлической основы тормозной колодки.
  • Попадание постороннего предмета (дорожного камушка, проволоки и др.). Проявляется чаще в виде скрежета и видимых царапин на поверхности диска и колодки).
  • Неисправность регулятора тормозных усилий (там, где установлен), который должен автоматически корректировать давление жидкости в приводе тормозов задней оси в зависимости от загрузки автомобиля.
  • Коррозия поршня тормозного суппорта, дающая утечку тормозной жидкости по коррозионной поверхности, а так же приводящая к потере подвижности поршня и снижению эффективности торможения колеса.
  • Нарушение подвижности поршня тормозного суппорта из-за загрязнений.
  • Повреждение резинового пыльника тормозного поршня (при ремонте и обслуживании — механическое повреждение инструментом или применение неправильной смазки, со временем растрескивание или потеря герметичности посадки из-за старения материала пыльника). Приводит к попаданию влаги и грязи к поршню, его коррозии и подклиниванию со снижением эффективности торможения колеса.
  • Повреждение резинового пыльника направляющих тормозного суппорта (при ремонте и обслуживании — механическое повреждение инструментом или применение неправильной смазки, со временем растрескивание или потеря герметичности посадки из-за старения материала пыльника). Приводит к попаданию влаги и грязи к направляющему пальцу, его коррозии и подклиниванию со снижением эффективности торможения колеса.
  • Нарушение подвижности в направляющих тормозного суппорта из-за загрязнения или применения неправильной смазки.
  • Износ отверстий под направляющие пальцы в основании тормозного суппорта.
  • Коррозионное повреждение поверхности направляющих пальцев тормозного суппорта.
  • Попадание воздуха в магистраль тормозной жидкости (чаще при замене тормозной жидкости, когда прокачка не выполнена или выполнена не надлежащим образом).
  • Попадание влаги в тормозную жидкость со временем вследствие ее гигроскопичности.
  • Механическое повреждение тормозной магистрали (трубок, шлангов).
  • Старение уплотнений и как следствие утрата герметичности в соединениях тормозной магистрали. В пневматической системе проявляется как шипение выходящего воздуха под давлением, а в гидравлическом системе тормозов — в виде влажных следов утечки.
  • Вытяжка троса стояночного тормоза.
  • Слишком большой свободный ход привода стояночного тормоза.
  • Потеря подвижности троса стояночного тормоза в направляющей оболочке из-за коррозии и загрязнения.
  • Неправильная регулировка сведения колодок в барабанных тормозных механизмах (на стояночном тормозе, а так же на задней оси если там установлены тормоза такого типа). Проявляется в подклинивании тормозов с их перегревом или в слишком длинном ходе привода стояночного тормоза.
  • Увеличении зазора между тормозным барабаном и накладками тормозных колодок из-за износа (актуально для машин старых моделей, не имеющих саморегулирующегося механизма, а так же при неправильной установке упорного кольца автоматической регулировки).
  • Выход из строя датчика.
  • Обрыв провода датчика.
  • Старение материала тормозных шлангов, ведущее к появлению трещин.
  • Механическое повреждение тормозных шлангов при ремонте или эксплуатации.
  • Применение шлангов недостаточной устойчивости к давлению, развиваемому усилителем тормозов.
  • Ослабление крепления тормозного суппорта. Проявляется в виде стуков.
  • Неисправность вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Чаще проявляется в виде необходимости повышенного усилия при нажатии на педаль тормоза.
  • Порыв диафрагмы вакуумного усилителя тормозов.
  • Нарушение герметичности в соединении вакуумного усилителя с корпусом главного цилиндра.
  • Выход из строя вакуумного усилителя в результате попадания тормозной жидкости в полость вакуумного усилителя.
  • Загрязнение тормозных колодок смазочными материалами (чаще всего из-за потери герметичности сальников ступиц колес и полуосей). Проявляется в снижении эффективности торможения и влажных следах утечки.
  • Загрязнение тормозных механизмов от дорожной грязи и песка, продуктов износа самих колодок.
  • Деформация тормозного суппорта из-за его недостаточной жесткости (конструктивный просчет). Проявляется в снижении эффективности торможения.
  • Неисправность клапана и возвратной пружины поршня главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
  • Потеря подвижности (заедание) поршня главного тормозного цилиндра.
  • Отсутствие зазора между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра (ведет в подтормаживанию всех колес).
  • Засорение компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра или перекрытие компенсационных отверстий кромками манжет (ведет в подтормаживанию всех колес).
  • Ослабление или поломка стяжной пружины тормозных колодок в барабанном тормозном механизме. Проявляется в подклинивании колеса.
  • Подсос атмосферного воздуха в корпусе гидровакуумного усилителя, который, как правило, происходит между корпусом клапана и защитным колпаком (приводит к самопроизвольному торможению).
  • Отсутствие нормального свободного хода педали тормоза из-за неверной регулировки, ведущее к подтормаживанию не до конца разведенных колодок.
  • Загрязнение фильтра тормозной системы (где он предусмотрен конструкцией).
  • Рабочая поверхность тормозных барабанов приняла овальную форму.

Устранение неисправности тормозной системы

Основными способами устранения неисправности тормозной системы являются:

  • Замена изношенных и поврежденных деталей: колодок, дисков, тормозных шлангов, трубок, уплотнителей соединений, пыльников, датчиков, блоков, проводки, троса стояночного тормоза, регулятора тормозных усилий, клапана ГТЦ и др.
  • Регулировочные работы.
  • Замена тормозной жидкости.
  • Доливка тормозной жидкости до нормального уровня.
  • Прокачка тормозной системы с удалением пузырьков воздуха из гидравлического контура.
  • Замена тормозного суппорта в сборе, либо переборка с очисткой и заменой ремкомплекта.
  • Замена главного тормозного цилиндра в сборе.
  • Замена колесного тормозного цилиндра в сборе, либо переборка с очисткой и заменой ремкомплекта.
  • Очистка и смазка направляющих тормозного суппорта специальными составами именно для направляющих.
  • Замена или очистка и смазка резиновых пыльников направляющих тормозного суппорта и поршней специальными составами.
  • Проточка рабочей поверхности тормозного барабана для возвращения из овальной в правильную круглую форму.
  • Протяжка ослабленного крепежа.

Не все дополнительные и порой неприятные для восприятия звуки свидетельствуют о неисправности тормозной системы. Так, например, пронзительный звук при торможении от трения некоторых колодок предопределяется составом фрикционного материала и особенностями его взаимодействия с поверхностью диска: на эффективность торможения не влияет и неисправностью не является.

Еще один пример: некоторые посторонние звуки можно устранить, применив специальные антискрипные смазки и пасты, нанеся их на места контакта металлических оснований тормозных колодок с поверхностями тормозного механизма и на тыльную часть самих металлических оснований колодок согласно инструкции. Разумеется, при этом рабочие поверхности тормозных колодок и дисков смазке не подлежат, для очистки последних так же применяются специальные составы.

Неисправности тормозной системы подлежат устранению сразу же при их выявлении.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *