Материал о том, что важно помнить о тормозах, по каким признакам можно определить неисправности, каковы их причины и способы устранения.
Важно помнить
Неисправности тормозной системы проявляются как в следствие естественных причин работы и старения компонентов системы, так в результате несвоевременного, неполного или неправильного обслуживания тормозной системы.
Профилактика и выявление неисправности тормозов производится:
- наблюдением за контрольными указателями неисправности тормозной системы при каждой поездке;
- наблюдением за поведением автомобиля при каждой поездке;
- регулярным наблюдением уровня и состояния тормозной жидкости по шкале бачка в подкапотном пространстве;
- регулярным осмотром компонентов тормозной системы на следы утечек, повреждений, перегрева;
- периодическим замером остаточной толщины накладок тормозных колодок и тормозных дисков;
- при периодическом квалифицированном обслуживании, выполнении профилактических работ по очистке и смазке, компьютерной диагностике;
- периодической диагностикой тормозной системы на специальных стендах для проверки развиваемых тормозных сил и определения их разницы между правыми и левыми колесами.
Важно помнить, что существуют объективные критерии исправности тормозов автомобиля.
Необходимость доливки тормозной жидкости определяется по шкале на боковой поверхности бачка.
В руководствах по ремонту и эксплуатации на автомобили указана предельная толщина тормозного диска, достижение которой определяет необходимость его замены. Этот параметр разнится в зависимости от модели автомобиля и установленной модификации тормозного механизма.
Так же установлены необходимые параметры при инструментальной проверке тормозов в рамках технического осмотра по развиваемым усилиям и разнице. Установлены и объективные критерии по исправности стояночной тормозной системы.
И разумеется, прохождение технического осмотра не допускает наличия утечек тормозной жидкости, повреждений тормозных шлангов.
Так же производители в руководстве по эксплуатации устанавливают объем и периодичность обслуживания тормозных систем.
При раде неисправностей тормозной системы эксплуатация транспортных средств запрещена, т.к. создает реальные предпосылки для аварии с угрозой жизни и здоровью участников дорожного движения.
Признаки неисправности тормозной системы автомобиля
При определении неисправности тормозной системы необходимо исключить влияние иных факторов – неудовлетворительное состояние шин и их несоответствие сезону, неправильное давление в шинах или разность давления в шинах на правой и левой стороне, нарушение геометрии колесного диска, нарушение геометрии кузова и подвески после ДТП и др.
Основными признаками неисправностей тормозной системы автомобиля являются:
- Горит неисправность тормозной системы среди контрольных ламп приборной панели.
- Загорание контрольной лампы указателя неисправности ABS (антиблокировочной системы).
- Загорание контрольной лампы указателя неисправности системы ESP и других вспомогательных систем.
- Следы протечки тормозной жидкости.
- Шипение воздуха при утечках в пневматическом контуре тормозной системы.
- Увеличение тормозного пути.
- Отклонение от прямолинейного движения при торможении.
- Биение (вибрация) при торможении, которая отличается от незначительных обратных толчков педали тормоза при штатной работе ABS.
- Посторонние звуки при торможении: скрежет, визг, свист, стук.
- Неспособность стояночного тормоза удерживать авто на уклоне заданной крутизны.
- Перегрев тормозных дисков.
- Трещины тормозных дисков.
- Трещины на поверхности тормозных шлангов.
- Длинный ход рукоятки стояночного тормоза.
- Большой ход педали тормоза.
- Снижение усилия на педали при торможении.
- Повышение усилия на педали при торможении.
- Самопроизвольное торможение автомобиля.
- Показания специальных стендов диагностики тормозной системы.
Причины неисправности тормозной системы
Основными причинами неисправности тормозной системы являются:
- Предельный износ тормозных колодок. Проявляется в виде загорания лампы сигнала датчика износа тормозных колодок, либо свистом, визгом или скрежетом)
- Предельный износ тормозных дисков.
- Деформация тормозных дисков при резком охлаждении после интенсивного нагрева (чаще попадание воды из лужи после серии торможений). Проявляется в виде биения (вибрации) при торможении.
- Слишком частое интенсивное торможение (чаще вызывающее чрезмерны перегрев тормозного диска и увеличение тормозного пути).
- Отрывание фрикционного материала от металлической основы тормозной колодки.
- Попадание постороннего предмета (дорожного камушка, проволоки и др.). Проявляется чаще в виде скрежета и видимых царапин на поверхности диска и колодки).
- Неисправность регулятора тормозных усилий (там, где установлен), который должен автоматически корректировать давление жидкости в приводе тормозов задней оси в зависимости от загрузки автомобиля.
- Коррозия поршня тормозного суппорта, дающая утечку тормозной жидкости по коррозионной поверхности, а так же приводящая к потере подвижности поршня и снижению эффективности торможения колеса.
- Нарушение подвижности поршня тормозного суппорта из-за загрязнений.
- Повреждение резинового пыльника тормозного поршня (при ремонте и обслуживании — механическое повреждение инструментом или применение неправильной смазки, со временем растрескивание или потеря герметичности посадки из-за старения материала пыльника). Приводит к попаданию влаги и грязи к поршню, его коррозии и подклиниванию со снижением эффективности торможения колеса.
- Повреждение резинового пыльника направляющих тормозного суппорта (при ремонте и обслуживании — механическое повреждение инструментом или применение неправильной смазки, со временем растрескивание или потеря герметичности посадки из-за старения материала пыльника). Приводит к попаданию влаги и грязи к направляющему пальцу, его коррозии и подклиниванию со снижением эффективности торможения колеса.
- Нарушение подвижности в направляющих тормозного суппорта из-за загрязнения или применения неправильной смазки.
- Износ отверстий под направляющие пальцы в основании тормозного суппорта.
- Коррозионное повреждение поверхности направляющих пальцев тормозного суппорта.
- Попадание воздуха в магистраль тормозной жидкости (чаще при замене тормозной жидкости, когда прокачка не выполнена или выполнена не надлежащим образом).
- Попадание влаги в тормозную жидкость со временем вследствие ее гигроскопичности.
- Механическое повреждение тормозной магистрали (трубок, шлангов).
- Старение уплотнений и как следствие утрата герметичности в соединениях тормозной магистрали. В пневматической системе проявляется как шипение выходящего воздуха под давлением, а в гидравлическом системе тормозов — в виде влажных следов утечки.
- Вытяжка троса стояночного тормоза.
- Слишком большой свободный ход привода стояночного тормоза.
- Потеря подвижности троса стояночного тормоза в направляющей оболочке из-за коррозии и загрязнения.
- Неправильная регулировка сведения колодок в барабанных тормозных механизмах (на стояночном тормозе, а так же на задней оси если там установлены тормоза такого типа). Проявляется в подклинивании тормозов с их перегревом или в слишком длинном ходе привода стояночного тормоза.
- Увеличении зазора между тормозным барабаном и накладками тормозных колодок из-за износа (актуально для машин старых моделей, не имеющих саморегулирующегося механизма, а так же при неправильной установке упорного кольца автоматической регулировки).
- Выход из строя датчика.
- Обрыв провода датчика.
- Старение материала тормозных шлангов, ведущее к появлению трещин.
- Механическое повреждение тормозных шлангов при ремонте или эксплуатации.
- Применение шлангов недостаточной устойчивости к давлению, развиваемому усилителем тормозов.
- Ослабление крепления тормозного суппорта. Проявляется в виде стуков.
- Неисправность вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Чаще проявляется в виде необходимости повышенного усилия при нажатии на педаль тормоза.
- Порыв диафрагмы вакуумного усилителя тормозов.
- Нарушение герметичности в соединении вакуумного усилителя с корпусом главного цилиндра.
- Выход из строя вакуумного усилителя в результате попадания тормозной жидкости в полость вакуумного усилителя.
- Загрязнение тормозных колодок смазочными материалами (чаще всего из-за потери герметичности сальников ступиц колес и полуосей). Проявляется в снижении эффективности торможения и влажных следах утечки.
- Загрязнение тормозных механизмов от дорожной грязи и песка, продуктов износа самих колодок.
- Деформация тормозного суппорта из-за его недостаточной жесткости (конструктивный просчет). Проявляется в снижении эффективности торможения.
- Неисправность клапана и возвратной пружины поршня главного тормозного цилиндра (ГТЦ).
- Потеря подвижности (заедание) поршня главного тормозного цилиндра.
- Отсутствие зазора между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра (ведет в подтормаживанию всех колес).
- Засорение компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра или перекрытие компенсационных отверстий кромками манжет (ведет в подтормаживанию всех колес).
- Ослабление или поломка стяжной пружины тормозных колодок в барабанном тормозном механизме. Проявляется в подклинивании колеса.
- Подсос атмосферного воздуха в корпусе гидровакуумного усилителя, который, как правило, происходит между корпусом клапана и защитным колпаком (приводит к самопроизвольному торможению).
- Отсутствие нормального свободного хода педали тормоза из-за неверной регулировки, ведущее к подтормаживанию не до конца разведенных колодок.
- Загрязнение фильтра тормозной системы (где он предусмотрен конструкцией).
- Рабочая поверхность тормозных барабанов приняла овальную форму.
Устранение неисправности тормозной системы
Основными способами устранения неисправности тормозной системы являются:
- Замена изношенных и поврежденных деталей: колодок, дисков, тормозных шлангов, трубок, уплотнителей соединений, пыльников, датчиков, блоков, проводки, троса стояночного тормоза, регулятора тормозных усилий, клапана ГТЦ и др.
- Регулировочные работы.
- Замена тормозной жидкости.
- Доливка тормозной жидкости до нормального уровня.
- Прокачка тормозной системы с удалением пузырьков воздуха из гидравлического контура.
- Замена тормозного суппорта в сборе, либо переборка с очисткой и заменой ремкомплекта.
- Замена главного тормозного цилиндра в сборе.
- Замена колесного тормозного цилиндра в сборе, либо переборка с очисткой и заменой ремкомплекта.
- Очистка и смазка направляющих тормозного суппорта специальными составами именно для направляющих.
- Замена или очистка и смазка резиновых пыльников направляющих тормозного суппорта и поршней специальными составами.
- Проточка рабочей поверхности тормозного барабана для возвращения из овальной в правильную круглую форму.
- Протяжка ослабленного крепежа.
Не все дополнительные и порой неприятные для восприятия звуки свидетельствуют о неисправности тормозной системы. Так, например, пронзительный звук при торможении от трения некоторых колодок предопределяется составом фрикционного материала и особенностями его взаимодействия с поверхностью диска: на эффективность торможения не влияет и неисправностью не является.
Еще один пример: некоторые посторонние звуки можно устранить, применив специальные антискрипные смазки и пасты, нанеся их на места контакта металлических оснований тормозных колодок с поверхностями тормозного механизма и на тыльную часть самих металлических оснований колодок согласно инструкции. Разумеется, при этом рабочие поверхности тормозных колодок и дисков смазке не подлежат, для очистки последних так же применяются специальные составы.
Неисправности тормозной системы подлежат устранению сразу же при их выявлении.
Смотрите также: