Почему автобусы при торможении издают громкое шипение?

Проезжающие мимо автобусы издают интересные звуки, которые не похожи на тарахтение мотора и вой изношенной коробки передач. Они громко стреляют, словно взорвался воздушный шарик, и спускают воздух, как это делает компрессор на шиномонтаже.

Так же ведут себя магистральные тягачи и их прицепы, которые время от времени шипят, словно паровозы. Но громче всех «стреляют» пневматикой старые советские самосвалы и грузовики типа ЗИЛ-130, которые слышны за несколько десятков метров. Откуда берутся эти шумы и о чем они свидетельствуют?

Пневматические тормоза

Если прохожий встанет рядом с легковым автомобилем, то он ничего не ощутит, кроме слабых вибраций силового агрегата. В нем трудятся различные жидкости, которые при работе бесшумны. Однако в транспортных средствах с высокой грузоподъемностью реализована иная конструкция кузова, трансмиссии и прочих систем. В них используются пневматические тормоза, которые ведут себя иначе, нежели гидравлические.

В легковых автомобилях тормоза работают бесшумно, так как рабочая жидкость циркулирует в герметичном контуре и не провоцирует возникновение паразитных акустических волн. Однако в грузовиках гидравлика не настолько эффективна из-за большой длины корпуса тягача и прицепа. В автобусах и магистральных тягачах нет возможности тянуть несколько гидравлических контуров на всю длину рамы. Там есть разрывы, предполагающие разгерметизацию контура.

К примеру, при оставлении прицепа необходимо смыкать и размыкать тормозную магистраль сцепки. Если бы применялась гидравлика, то пришлось бы сливать заодно еще и жидкость и закачивать ее вновь. Естественно, это долго, а пневматика позволяет проводить сцепку молниеносно. Поэтому пневматика гораздо удобнее.

Шипение и стрельба

У грузовиков и автобусов воздух нагнетается в тормозах с помощью компрессора.

Пневматическая система предполагает высокое давление газа в магистрали. Компрессоры, задействованные от работы мотора, не могут дозировать работу, и, чтобы спустить излишки воздуха применяются стравливающие клапаны, которые на некоторых машинах срабатывают с громкими хлопками и даже «выстрелами».

Кроме того, при торможении часть воздуха также выходит наружу, чтобы обеспечить ослабевание хватки колодок и дозировать замедление. Именно этот процесс и рождает шипение крупных автобусов и грузовиков при остановках.

Преимущества пневматики и ее безопасность

По сравнению с гидравлическими тормозами пневматические имеют несложную конструкцию и не нуждаются в частом обслуживании.

Кроме того, пневматические тормоза гораздо лучше останавливают многотонный автомобиль, чем могли бы это сделать гидравлические механизмы. Такое поведение тормозов обусловлено физическими особенностями сжатого воздуха, который в состоянии покоя может сохранять энергию.

Гидравлика же работает только тогда, когда к ней прикладывается усилие. Поэтому в длинном гидравлическом контуре при нажатии педали тормоза ощущалась бы задержка при торможении передней оси тягача и задних осей полуприцепа. Пневматические тормоза срабатывают слаженно.

Вспомогательные тормоза

Пневматика позволяет создавать в грузовой машине и в автобусах несколько дублирующих друг друга систем. Это рабочий, запасной, стояночный и вспомогательный тормоза. При отказе главной воздушной магистрали на автобусах и на фурах срабатывает защитный механизм, который задействует тугие пружины, сдавливающие колодки и затормаживающие колеса.

На прицепах есть аналогичные системы, которые при обрыве пневматических шлангов и падении давления тут же приводят в действие пружины, блокирующие колодки. Таким образом, оторвавшийся на трассе прицеп или тягач с неисправными тормозами способен самостоятельно остановиться. Автомобилисты часто встречают на трассах жирные черные полосы от покрышек.

Иногда на асфальте валяются даже куски резины. Это последствия срабатывания системы экстренного торможения на грузовиках. Гидравлика на такое не способна.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *