Почему на некоторых машинах висят резиновые полоски снизу кузова?

Раньше автомобилей с ленточками под задним бампером было очень много. Старые «Жигули» и прочая «классика» ездили с такими приспособлениями круглый год. Полоски прорезиненного материала встречались и на «восьмерках» с «девятками», а также на пригнанных из Европы иномарках.

Причем эти детали были настолько популярны, что их производство освоили мелкие кооперативы, а затем и более крупные фирмы. Порой на машины крепились даже две разукрашенных ленты с катафотами, светоотражателями и модными словами Antistatik.

Сейчас их стало меньше, однако время от времени водители возвращаются к этой практике и крепят «антистатики» к выхлопной трубе или даже привинчивают к металлическим частям кузова под бампером. Похожие устройства применяются и на грузовиках, в особенности на тех, что перевозят опасные воспламеняющиеся грузы.

На бензовозах к раме привинчиваются металлические цепочки, которые при езде волочатся краями по асфальту и звенят. Такие же цепи можно увидеть и на троллейбусах. Для чего же они применяются и нужно ли крепить такие же устройства на новую машину?

1000 вольт на кузове

Все дело в статическом электричестве. У старых автомобилей, производства до 2000-х годов, была слабая защита от статического электричества. Материалы отделки салона, дешевые пластики, наполнители сидений, коврики, велюровая обивка кресел, а также иные элементы конструкции автомобиля охотно накапливали электрические заряды.

При выходе из кабины чувствовался ощутимый укол электрическим током. Это было настолько неприятно, что водители рефлективно морщились при касании двери и ждали электрического пощипывания. Чаще всего подобный эффект наблюдался при ношении одежды из синтетических материалов, которая при трении о сиденья выдавала искру.

Кроме того, статическое электричество накапливал и сам кузов машины. Во время движения его обдают потоки воздуха, пыль струится по бортам, шины трутся об асфальт, и автомобиль превращается в замкнутый контур, взаимодействующий с диэлектрическими средами. На его поверхности накапливается разность потенциалов напряжением около 1000 вольт.

В итоге, когда человек выходит из машины и дотрагивается до кузова, происходит мгновенный разряд в виде искорки, проскакивающей от пальцев к металлу. Несмотря на высокое напряжение, мощность этого тока ничтожна, что и позволяет человеку остаться невредимым, чего не скажешь об электронных приборах, через которые проходит этот разряд. Бывали случаи, когда перегорали платы электронных часов или даже сбоили кардиостимуляторы.

Особенно опасно, когда искра проскакивает при касании металлического пистолета на АЗС. Есть риск возникновения пожара. Поэтому бывалые водители советовали перед выходом из кабины взяться ладонью за металлический край двери и ставить ногу на землю так, чтобы создать заземление и выпустить ток из машины в землю. Тогда колкого электрического разряда не возникает.

Грузовик с цепочкой

Но нога не лучший «молниеотвод». Чтобы снизить эффект накопления статических токов, приходится использовать специальные заземляющие устройства, которые постоянно отводят электричество с кузова. Это и есть токопроводящие полоски, свисающие от нижних частей кузова к асфальту.

Раньше их крепили к металлическому бамперу, а сейчас, когда бамперы делают из пластиков, их крепят болтами прямо к кузову, или, как бы сказали электрики, к массе. Пластиковая полоска содержит внутри металлический проводник, оголяющийся на концах и выступающий за пределы внешней изолирующей оболочки.

Твердый пластик при этом удерживает заземлитель в вертикальном положении и препятствует загибанию его ветром во время движения на высокой скорости.

В современных автомобилях имеется лучшая защита от накопления статического электричества, поэтому заземлители используются реже. Однако при долговременной эксплуатации автомобиля могут произойти скрытые повреждения, приводящие к возникновению процесса накопления заряда.

Чаще всего такие повреждения наблюдаются на грузовиках и автоцистернах, перевозящих жидкие грузы. Из-за специфики перевозки статическое электричество накапливается в них активнее, что может привести к пожарам.

Поэтому по требованиям техники безопасности при эксплуатации автозаправочных станций все автоцистерны, перевозящие топливо, должны быть оборудованы заземлением, а также первичными средствами пожаротушения, а выхлопные трубы — искрогасителями. В них уже применяют тяжелые металлические цепи.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *