После нового года «ДерВейс» может прекратить сборку Lifan и Chery. Раскрываем подробности

В последнее время ситуация вокруг автомобильной компании «ДерВейс», которая по полному циклу собирает на мощностях в Черкесске автомобили Lifan и Chery, накалилась. Неясные перспективы «ДерВейса» на получение господдержки и постоянные проверки привели к тому, что ни Lifan, ни Chery до сих пор не заключили с «ДерВейсом» контракт на сборку в следующем году.

В последнее время ситуация вокруг автомобильной компании «ДерВейс», которая по полному циклу собирает на мощностях в Черкесске автомобили Lifan и Chery, накалилась. Неясные перспективы «ДерВейса» на получение господдержки и постоянные проверки привели к тому, что ни Lifan, ни Chery до сих пор не заключили с «ДерВейсом» контракт на сборку в следующем году.

Автомобильная компания «ДерВейс» вышла на российский рынок в начале «нулевых» годов с внедорожником собственной разработки, правда, базировавшимся на румынской «тележке» АRО. Через несколько лет в Черкесск пришёл Lifan и в 2009 году пошла сборка по полному циклу модели Breez.

Затем было сотрудничество с Geely, которая в итоге ушла на собственные мощности в Белоруссию, с Haima, которая ушла из России, с Brilliance, который покинул «ДерВейс» в прошлом году и пока ограничивается распродажей складских запасов субкомпактного кроссовера V5. Да, ещё был JAC, который тоже уходил, а после перерыва решил вернуться в Россию, но уже с машинами уже казахской сборки.

Вместе с Lifan, который собирает на мощностях в Черкесске по полному циклу все представленные в России модели, на «ДерВейсе» осталась Chery, ведущая более осторожную политику: Tiggo 5 и Tiggo 3 изготавливают в Черкесске, а вот Tiggo 2 – завозят из Китая.

С января по сентябрь включительно Lifan отправил дилерам 11 227 машин, а Chery – 3586 экземпляров Tiggo 5 и Tiggo 3. Это – вся загрузка, какая есть у «ДерВейса». Понятно, что с этим предприятию не выжить – оно просто будет не рентабельным.

Неясные перспективы завода стали причиной задержек с подписанием контракта на сборку в 2019 году со стороны Lifan и Chery. Мы связались с руководством этих компаний.

Вячеслав Галузинский, заместитель генерального директора «Лифан Моторс Рус», дал нам интервью по телефону, выдержку из которого мы и предлагаем.

‑ В каких отношениях находятся сейчас российское представительство Lifan и «ДерВейс»: продолжается ли сборка машин, подписан ли контракт на следующий год?
— На сегодняшний день мы продолжаем собирать машины на конвейере «ДерВейса» в Черкесске, но ясности по нашему сотрудничеству с «ДерВейсом» на 2019 год пока нет. В силу определённых обстоятельств, мы пока не подписали договор на сборку в 2019 году, хотя готовы это сделать хоть завтра, хоть послезавтра, как только станет понятна судьба «Дервейса».

— Почему столько лет всё было хорошо, а сейчас возникла напряжённость?
— В последние несколько лет «ДерВейс» живёт в основном только за счёт нашего производства. Есть ещё Chery, но их объёмы невелики. Но даже если сложить сегодняшние объёмы выпуска Chery и Lifan, всё равно это далеко не тот объём, на который рассчитаны мощности завода.

Кроме того, не так давно «ДерВейс» решил сильно сократить свои затраты на непроизводственные расходы: складские площади, охрана, непроизводственный персонал. Мы, к примеру, были вынуждены вывезти наши собранные автомобили на другую площадку.

Теперь наш центральный склад – в Подмосковье, оттуда машины расходятся по дилерам. С другой стороны, теперь у нас логистика стала проще, потому что раньше под конец года были постоянные проблемы с вывозом продукции с «ДерВейса», скажем, погода портилась, заносило дороги в Ростове-на-Дону, были и другие причины.

Конец года у «ДерВейса» всегда был тяжёлым, всегда вставали вопросы: «а что с различного вида задолженностями», «каковы перспективы завода», «как он будет дальше жить». Мне, например, был бы интересно узнать, может ли рассчитывать «ДерВейс» на господдержку, например, в рамках СПИКа…

— Была информация, что компания под конец прошлого года может воспользоваться спящим соглашением по промсборке, доставшимся ей вместе с ООО «Химэкс». Однако, почему вас волнует этот вопрос, вам же важно, по какой цене вы будете покупать машины у «Дервейса»?
— Очень волнует и именно в плане сохранения той цены, по которой мы покупаем машины у «ДерВейса». Для того, чтобы завод остался безубыточен при таких скромных объёмах, он просто будет вынужден поднять отпускную цену, но государство может снять напряжённость в этом вопросе за счёт предоставления таможенных льгот на ввоз комплектующих. И если бы у «ДерВейса» был гарантированный СПИК или иная господдержка, я был бы уверен, что моя цена не изменится, по крайней мере, в ближайшее время.

— Сколько времени вы ещё можете ждать, рассчитывая на сборку в Черкесске и, начиная с какой даты, вы будете выстраивать стратегию уже без учёта «Дервейса»?
— Повторюсь, сам договор на сборку мы можем заключить хоть завтра. Что касается сроков: поскольку, как я уже сказал, у «ДерВейса» конец года всегда был проблемным, мы заранее подстраховались и загрузили склад, причём сделали это ещё до того, как завод ушёл на профилактику в июле. Нам этого стока хватит, чтобы спокойно «уйти в зиму» и дожить до весны, поэтому определить этот «час Х» пока довольно сложно.

— То есть, вы можете заключить договор с «Дервейсом» на сборку и в конце февраля 2019 года?
— Совершенно верно, машин до того времени у нас хватит, повторюсь, сток сформирован ещё в первом полугодии до того времени как завод ушёл на летние каникулы. В этом году, кстати, остановка завода продлилась дольше обычного из-за того, что были запланированы мероприятия вроде заливки новых полов. В этом году «ДерВейс» простоял почти полтора месяца.

— Каковы будут ваши действия, если «Дервейс» по тем или иным причинам окажется не в состоянии производить сборку машин? Уйдёте на другие площадки, переключитесь на импорт?
— Мы просматриваем и просчитываем все варианты, включая и импорт, и сборку из машинокомплектов. Гипотетически мы можем рассмотреть варианты сборки в Белоруссии и в Казахстане. Мы пока до этих вариантов не дошли, но держим их в голове. Нам Китай говорит, что российский рынок интересен, поэтому Lifan отсюда не уйдёт. Это решение совершено не зависит от будущего «ДерВейса».

Просто мы с «ДерВейсом» с 2007 года – там и сотрудники наши, и приёмка, и контроль качества. Мы постоянно взаимодействуем с компанией BASF, которая поставляет лакокрасочные материалы. У нас за последние 1,5 года принципиально улучшилась ситуация с окраской кузовов, нам это всё очень жалко потерять, для нас вся эта ситуация – серьёзные стресс.

Что касается внешних площадок, повторюсь, это всё – гипотетически. Если мы ничего не найдём в Россию, мы уйдём в Белоруссию или Казастан. Мне бы хотелось верить в то, что с «Дервейсом» всё будет хорошо – слишком много сил потрачено. «Дервейс» это ведь даже не градообразующее предприятие, это регионообразующее, не хотелось бы, чтобы оно закрылось.

И ещё раз хочу подчеркнуть, что сборка в Белоруссии или в Казахстане – это крайний вариант. Мы – российская компания и меньше всего хотим выводить мощности из страны. Наша философия всегда зиждилась на мощном социальном факторе: люди, рабочие места, налоги в российский бюджет – это ключевое.

Геннадий Павлов, директор АО «Чери Автомобили Рус» поделился своими соображениями дистанционно и в более сжатом формате. Он подтвердил, что контракта на сборку в 2019 году с «ДерВейсом» у Chery нет. По поводу другой площадки г-н Павлов высказался не так определённо, как менеджер «Лифана»: «Остановка завода «ДерВейс» не послужит катализатором для начала ведения переговоров с другими потенциальными партнёрами, так как стратегия головного офиса заключается в непрерывном мониторинге и обсуждении сотрудничества с другими производственными площадками на территории РФ.  Принцип эксклюзивности,  для какой бы то ни было из площадок, исключён». Кроме того, г-н Павлов не исключил полного перехода на импорт продукции при условии, что «это будет экономически целесообразно».

К слову, ещё в августе 2018 года пресс-служба российского офиса Chery сообщила в эксклюзивном комментарии нашему сайту: «Модель Tiggo 4, безусловно, будет локализована в России. В настоящее время головной офис ведёт переговоры по данному вопросу». Из-за неразберихи с «ДерВейсом» свои российские премьеры Chery перенесла на 2019 год.

Ещё один момент. Этой осенью приказом Федеральной таможенной службы от 7 сентября 2018 года АК «ДерВейс» была исключена из Реестра уполномоченных экономических операторов и попутно – из Реестра владельцев таможенных складов.

Именно на складе в Черкесске компания растаможивала все комплектующие. А что теперь? Вячеслав Галузинский по этому поводу сообщил нам: «Последние партии комплектующих мы таможили на себя. Мы привезли свой товар, мы его растаможили, отдали на сборку, забрали собранное». И по этой причине государственные органы, по мнению г-на Галузинского уже не смогут наложить арест на машины, даже если у них будут вопросы к «ДерВейсу»: «Мы просто покажем им справку, что всё это – наше».

А что же «ДерВейс»? Нам удалось дозвониться до Александра Александровича Романова, который одно время был вице-президентом по развитию и даже (по данным АвтоБизнесРевю был генеральным директором): «Я уже лет шесть-восемь вообще не даю комментариев, это моё кредо. В своё время у нас была такая договорённость с президентом компании».

Что касается его нынешней связи с «ДерВейсом», Александр Александрович сообщил: «Я уже на пенсии, я отошёл от оперативной деятельности». На вопрос, принимает ли Александр Александрович сегодня непосредственное участие в делах «ДерВейса», он ответил: «Так как я – учредитель «ДерВейса, я не могу всё вот так взять и бросить! Но оперативной деятельностью не занимаюсь».

В приёмной президента «ДерВейса» Хаджи-Мурата Дерева, секретарь сообщил, что «получить комментарий у президента не получится» и отправил нас к директору Охте Владимиру Кадыровичу. Тот в свою очередь отказался от комментариев по всем без исключения вопросам и, не дослушав, положит трубку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *