Правда ли, что фуры притягивают автомобили к себе? Как избежать аварии

Если посмотреть на видеозаписи неудачных обгонов с регистраторов, можно увидеть повторяющийся сюжет, когда легковой автомобиль во время движения по встречной полосе вдруг смещается в сторону фуры, затем его резко отбрасывает обратно, он выходит из равновесия и вылетает с трассы, словно под действием магической силы. Чаще всего это происходит зимой на скользком асфальте, но иногда подобное случается и на мокрой дороге при езде по глубоким лужам. В чем корень этого явления и как избежать ДТП на ровном месте?

Воздух как вода

Во время обгона большого грузовика или даже автопоезда с прицепом на легковой автомобиль начинают действовать аэродинамические силы, искажающие прямолинейное движение.

Между двумя поравнявшимися транспортными средствами образуется узкий коридор, через который проходит поток воздуха с образованием зоны пониженного давления. Движущийся объект с меньшей массой начинает притягиваться к большему.

Этот эффект в физике получил название эффект Вентури по имени открывшего и обосновавшего его итальянского физика Джованни Вентури, жившего в 1746-1822 годах.

Он заметил, что поток жидкости снижает давление, когда попадает в узкую часть трубы. В этот момент создается дополнительная сила, сдавливающая стенки сосуда.

О таком поведении воды давно знали моряки, которые при маневрировании в гавани используют эффект притяжения или «прилипания» малого судна к большому для более аккуратной швартовки. Суда притягиваются друг к другу, когда жидкость проходит между ними по узкому коридору.  Таким же образом ведет себя и воздух.

Раскачка по сторонам

На дороге эффект Вентури при обгоне крупного объекта способствует росту боковых сил, которые стремятся спровоцировать увод легкового автомобиля в сторону. Водитель чувствует, как машина плавно клонится вбок, а на руле возникает тревожащее усилие.  И только от выдержки человека зависит дальнейшее развитие событий.

Некоторые пугаются, пытаются компенсировать увод, поворачивают руль на слишком большой угол и направляют машину в сторону обочины. И это главная ошибка. Машина высвобождается из воздушного мешка, а затем столь же резко отскакивает к краю полосы. Водитель видит, как его машина несется в сторону кювета, пугается еще больше и вновь делает ошибки.

Руль крутится уже в другую сторону, колеса цепляют край гравийной обочины, машина раскачивается, дестабилизируется, и при возвращении на асфальт возникает проскальзывание колес задней оси.

Если дорога скользкая, то это динамическое раскачивание быстро превращается в занос и вылет с трассы.

Без паники

Единственным верным решением при развитии эффекта Вентури является плавная работа рулем и газом. Нельзя отказываться от маневра и резко тормозить. Сзади тоже могут находиться машины, пустившиеся на обгон грузовика. Необходимо не терять выдержку и корректировать автомобиль без резких рывков по сторонам.

Силы притяжения к обгоняемой фуре не настолько высоки, чтобы препятствовать прямолинейному движению машины. Эффект создает лишь дополнительное боковое давление, но если водитель не бросит «штурвал», то сюрпризы аэродинамики не смогут причинить вред.

Автомобиль будет реагировать на действия рулем с задержкой, но не настолько сильной, чтобы водителю терять самообладание. Надо крепко держать руль и небольшими коррекциями при ровной тяге мотора выправлять правый уклон машины.

Нечто подобное может происходить и при обгоне большегрузной фурой тихоходных легковых автомобилей старых конструкций. Водитель ощущает, как машина стремится приклеиться к большегрузу, и приходится крепче держаться за баранку, чтобы не дать транспортному средству изменить прямолинейную траекторию движения.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *