Про промилле

Пили на Руси всегда, сколько хватает исторических хроник. Да вот беда – не всегда умели вовремя останавливаться. А в наш век алкоголь стал настоящей проблемой не только для пьющего, но и окружающих – учитывая распространение автомобилей. Пьяным за руль – ни-ни? России это пока только снится. А на самом деле…

Предыстория: какие законы были в СССР, вплоть до Медведева

Надо сказать, что специальный раздел судебной медицины, так называемая «Алкогология», или наука об изменении концентрации этанола в крови, на территории бывшего СССР из-за особенностей правовой базы, и ненужности таких расчётов, не развивалась. В большинстве случаев сотрудники ГАИ определяли вменяемость шофера «на глаз».

В СССР нормы были следующими (с 1974 года, в рамках Венской конвенции): ответственность за вождение в нетрезвом виде наступала при концентрации алкоголя в крови выше 0,5-0,8 промилле, в зависимости от особенностей организма каждого конкретного водителя. Довольно демократично по нынешним меркам.

Но и машин тогда было меньше. А средний уровень ответственности владельцев авто – явно выше…

С 1 июля 2008 года в России была установлена максимально допустимая концентрация этилового спирта в крови водителя в 0,3 промилле – планка эта держалась вплоть до июля 2010 г., когда впервые был введен «сухой автомобильный закон». С тех пор дебаты «про промилле» не утихают.

Что такое промилле, как измеряют

Постойте-ка, а что за слово такое – промилле? Какие такие мили?

Для справки: промилле – это тысячная доля в объеме или массе вещества, иными словами – 1/10 процента. Соответственно, значок промилле немного похож на символ процента, только ноликом больше – ‰. Нетрудно понять, что один промилле от литра жидкости (в нашем случае — крови) составит ровно один миллиграмм (и в нашем случае — спирта).

Величину промилле в крови доблестные сотрудники ГИБДД измеряют алкотестерами (или алкометрами). Устройство тестера просто: внутри закреплен электрохимический датчик, вырабатывающий ток при контакте с парами этанола (спирта). И кстати, вопреки распространенному заблуждению, такие тестеры долговечны и могут прослужить 5-7 лет – при реакции катализатор не растрачивается.

В Сети можно найти немало онлайн калькуляторов, позволяющих рассчитать уровень алкоголя в крови при различных условиях. Например, здоровый мужчина массой 70 кг, выпив 0.5 литра пива крепостью 5 градусов, через час получит в крови уровень 0.382 промилле. А вот женщина массой 55 кг после такой же бутылки пива через час зафиксирует уровень 0.7 промилле – почти вдвое выше.

И еще: основание для проведения теста на алкоголь у сотрудников ГИБДД тоже должно быть. Согласно закону, причинами недоверия могут являться:  запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; выраженное дрожание пальцев рук; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица или неадекватное  поведение. Надо ли говорить, что эти признаки могут быть истолкованы весьма субъективно.

Интересно, что в СССР водитель не признавался виновным в нарушении ПДД при отсутствии внешних признаков опьянения – даже если приборы фиксировали в крови алкоголь! Прошел по линии, говоришь связно, при документах? Свободен!

Акты и предложения при Медведеве – что предложено, что отвергнуто, что принято

Процитируем руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрея Воробьева: «Сегодня наказание за вождение в нетрезвом виде составляет штраф в 5000 рублей либо 15 суток административного ареста. В среднем, водители получают за такие нарушения не более 7 суток. Необходимо исправить эту ситуацию. Мы будем настаивать на введении штрафов в размере не менее 100 000 рублей». Сказано это было в сентябре 2012 года.

Не секрет, что Дмитрий Медведев, еще будучи президентом, инициировал кампанию по фактическому введению «сухого закона» за рулем. И сейчас, находясь в статусе премьера, продолжает настаивать на нулевом промилле. Разумеется, у законопроекта есть как горячие сторонники, так и обоснованные противники.

С одной стороны, с пьянством водителей бороться необходимо, и с этим никто не спорит. С другой стороны, уровень в ноль промилле – настолько зыбкая величина, что на этом пути легко возникают как недоразумения, так и злоупотребления.

Например, вы можете выпить бутылку… кефира или большую кружку кваса. Оба этих безобидных продукта содержат в некоторых случаях этанол, эквивалентом крепости  до 1-2 градусов. А значит, обычный завтрак может сделать водителя юридически «пьяным» и виновным в нарушении ПДД.

Кроме того, существуют и неизбежные погрешности прибора – вы, конечно, можете потребовать проверки показаний с посещением наркодиспансера (где аппаратура, скорее всего, точнее), но это тоже ваше время и нервы.

Есть также определенный процент людей с нарушенным метаболизмом (некоторые виды диабета и т.п.), у которых естественный уровень алкоголя в крови всегда выше нормы. Употребление некоторых легальных лекарств может давать такой же эффект. Всё это усложняет процедуру отделения настоящих виновников от статистических «неудачников», попавшихся на проверку по ошибке.

Так, по данным ГУ ОБДД МВД России, за десять дней октября 2012 года за управление автомобилем в нетрезвом состоянии в столице задержали 253 человек. У четверых из них прибор показал содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе менее 0,1 промилле, у 24 – от 0,1 до 0,2 промилле. В итоге лишены прав за «выхлоп» менее 0,2 промилле более 12% водителей. И ведь никто точно не знает, сколько в их числе лишенных несправедливо.

Учитывая сказанное, очевидно, что простым введением «нуля» проблему не решить. Варианты предлагались разные. Так, в июне 2012 жарко обсуждалась «сетка» дифференцированных штрафов, когда за 0,3–0,7 промилле (легкая степень опьянения, наступающая после двух бокалов пива) предлагалось наказывать суммой 20 тыс. руб. и лишением водительских прав сроком на год, а за 2,5–3 промилле (сильная степень опьянения) – 200 тыс. руб. и лишением прав на срок до пяти лет.

В данный момент идет ожесточенная борьба между сторонниками премьера Медведева, лоббирующими принятие закона об увеличении административного штрафа за вождение в нетрезвом виде до 50 тысяч рублей (за отдельные виды правонарушений в состоянии алкогольного опьянения – до 200 тысяч рублей, а также значительное увеличение уголовной ответственности за причинение вреда жизни и здоровью при ДТП по вине пьяных водителей), и соратниками депутата Вячеслава Лысакова (условно их можно назвать лобби Верховного Суда), отстаивающих возвращение нормы 0.3 промилле и более мягкую систему штрафов.

Мировая практика пресечения пьяного вождения

А как с этим делом за рубежом?

В братской Белоруссии за алкоголь в крови «бьют наотмашь»: штрафы за вождение в нетрезвом виде достигают $12 500, а прав лишают на три года; если же водитель попадается повторно, ему могут назначить принудительное лечение от алкоголизма или наркомании.

Специализированная комиссия объединенной Европы признает уровень 0.3 промилле не влияющим на способности к управлению автотранспортом. Выпил бутылочку легкого пива – и в путь с чистым сердцем. Такая же норма действовала в России до «нулевой» кампании Медведева.

В США водитель, впервые пойманный в нетрезвом виде и не спровоцировавший ДТП, отделается штрафом в $300 и лишением прав на полгода. При повторном нарушении  в течение десяти лет, штраф может доходить до $5 000, в третий раз – до $10 000. Иногда нетрезвых водителей в США приговаривают к общественным работам.

Если нетрезвый водитель стал причиной ДТП со смертельным исходом, он получит 10 лет тюрьмы. Также не забываем, что законы разных штатов в США сильно разнятся.

Если подвыпившего немца ловят впервые, он платит 500 евро, второй раз – 1000 евро, третье нарушение обходится в 3000 евро. В Германии законы чуть мягче европейских – допускается 0,5 промилле, но лишь водителям со стажем более двух лет и  достигшим 21 года. Если произошла авария, наказание грозит при любом отличном от нуля содержании алкоголя.

Злостных рецидивистов заставляют за свой счет пройти экспертизу на пригодность к вождению (так называемый «идиотский тест») стоимостью  500 евро. Вообще, каждый, кто побывал в Германии, потом долго удивляется количеству и скрупулезности штрафов и квитанций, падающих в почтовый ящик.

В стране Восходящего Солнца штрафуют не только самих пьяных водителей, но и пассажиров, севших к ним в автомобиль. Если шофер под шафе, простите за каламбур,  то каждый его совершеннолетний пассажир раскошеливается на сумму около $3000. Исключение не делается даже для пассажиров маршрутных и туристических автобусов. Водителю же грозит как минимум $8700 штрафа или 5 лет тюрьмы. Спасибо, что хоть голову самурайским мечом не отрубают!

Мнения заинтересованных лиц – сотрудников ГИБДД, рядовых водителей, пешеходов, юристов

Вопрос о целесообразности введения закона о нулевом промилле мы адресовали жителям нашего города, как обычным пешеходам, так и активным водителям со стажем.

Евгений, директор юридического агентства, стаж вождения 12 лет:

— Мнение про ноль промилле очевидно для всех: хоть трезвость это и норма жизни, россияне потребляют в среднем около 15 литров этанола в год! Надо исходить только из одного критерия — влияние алкоголя на поведение человека. Это единственный показатель, по которому необходимо равнять законы о промилле. Также нужно обязательно дифференцировать тяжесть наказания в зависимости от уровня спирта в крови.

Александр, инженер-программист, водитель TAGAZ Tager, стаж вождения – 24 года:

— Я однозначно против нулевого промилле. В любом деле должны быть допуски! Другое дело, что наш народ, чуть получив слабину, начинает ее использовать на всю катушку, зачастую превышая. Но это воспитание, и законами его не исправить.

Галина, редактор издания «За рулем — Регион», водитель Lada Kalina, стаж 5 лет:

— Я за нулевое промилле! Алкоголь, как и любое другое средство, предназначенное для «изменения сознания» — не жизненно необходимое вещество. Это раз. И автомобиль — это средство повышенной опасности. Это два. Любая экспертиза и любой тест в два счета доказывает, что даже микроскопическая доза алкоголя сначала воспринимается организмом «в полном объеме», со всеми вытекающими: эйфория, рассеянное внимание, нарушение координации и скорости мышления.

Ну, и возвращаясь к «это раз» — а какая нужда в том, чтобы разрешить выпившему, читай — не вполне адекватному физиологически — человеку садиться за руль средства повышенной опасности? Да и национальное сознание тоже ведь нельзя сбрасывать со счетов. А необходимости, неизбежной и оправданной, в этом нет никакой!

Рустам, известный красноярский поэт, пешеход со стажем 40 лет:

— Когда поинтересовались моим мнением об этом законе, я понял, во-первых, что не знаю, как пишется слово «промилле». Посмотрел в словаре, теперь знаю. Во-вторых, как пешеходу — мне на него плевать, причем глубоко и с высокой колокольни. Я понимаю, что это архиважный и принципиальный вопрос, и я категорически против пьяных за рулем.

Но вот количество алкоголя в их крови меня совершенно не волнует. Все равно это рулетка — кого после кефира поймают, а кто годами поддатый ездит. Дело ведь совсем не в промилле, а в неизбежности наказания с одной стороны, и наличии совести (культуры, здравого смысла) внутри нас с другой. Перефразируя известную пословицу «сто раз скажи сахар — слаще не станет», осмелюсь предположить: что бы там с промилле не решили — пьяных меньше не станет. Законы-то у нас хорошие. А вот с остальным — беда.

Артем, руководитель крупнейшего красноярского автомобильного Интернет-портала 24auto.ru:

— Я считаю, что ноль промилле это популистский шаг от невозможности как-то повлиять на ситуацию нормальными способами. Понятно, среди виновников ДТП по пьяни практически нет тех, у которых 0,5 или меньше. Как правило — начиная со средней степени от 1.5 и выше. На мой взгляд, допустимый порог можно и нужно вернуть на уровень 0,3, как он был раньше. Влияние алкоголя на человека при таком содержании либо совсем отсутствует, либо минимально. И нет проблемы с теми, кто принимает лекарства или имеет повышенный фон алкоголя в крови. А ноль промилле  — это как идеальный газ, который бывает только в учебнике физики.

Что такое алкоголь, последствия употребления, реакции пьяного водителя, статистика смертей по России последних лет

Что нам говорит сухая, как нулевое промилле, статистика? По данным ГИБДД, в 2011 году в России произошло 12 252 ДТП с участием пьяных водителей, что на 3,4% больше, чем в 2010-м. Число жертв в таких авариях возросло с 1954 до 2103 человек. В прошедшем 2012-м число «пьяных» ДТП выросло ещё на 15% по сравнению с 2011 годом – и это, отчасти, заслуга строгих норм на определение степени опьянения. Всего же доля ДТП с участием нетрезвых водителей находится на уровне 8-10% от общего числа аварий.

И теперь ближе к телу: за весь 2012 год на дорогах Красноярского края и районов зарегистрировано 5132 ДТП, в которых 618 человек погибли и 6456 получили травмы. Чтобы было более понятно, скажем так – ежедневно в Красноярске в ДТП в среднем погибает 1-2 человека, 20-30 ломают кости или, в лучшем случае, отделываются гематомами и сотрясениями.

Заключение

К черту статистику, не важны суммы штрафов и тарифы промилле. Будьте ответственны перед самим собой, не манипулируйте цифрами. Тем, кто считает легкую выпивку допустимой (в пределах 50 грамм водки, например), советуем помнить: после рюмки на 15 — 20% возрастает время слуховых и зрительных реакций, нарушается адаптация к освещению, меняются глубина зрения и цветовосприятие.

При движении со скоростью 40 км/час время реакции на появившееся препятствие у трезвого водителя – около 0,6 сек, у пьяного — 1,8 сек. За это время автомобиль пройдет на 14 метров больше пути, и дистанция безопасности увеличится с 27 до 41 м. Иными словами, если вы трезвый, то с большой вероятностью успеете «увернуться» от ребенка, неожиданно выбежавшего перед машиной на расстоянии 25 метров; а если пропустили рюмочку – трагедии не избежать.

Вы начинаете видеть мир иначе, и если в этот момент у вас в руках полторы тонны железа, несущегося по дороге со скоростью взбесившейся лошади – это красная зона опасности! Последствия легкомыслия могут стоить вам свободы на несколько лет, а другим людям – жизни и здоровья.

Лекция про промилле окончена. А с законами, действительно, должны разобраться депутаты.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *