Смертельное хамство. Из-за чего в России происходит большинство аварий?

По данным ГИБДД, в 2019 году на дорогах нашей страны в результате ДТП погибли 16,9 тысячи человек, из которых 4,9 тысячи были пешеходами. Это 18 летальных случаев в год на 100 тысяч граждан, что является крайне высоким показателем. Несмотря на то, что смертность на дорогах падает ежегодно примерно на 3-5%, мы все еще безнадежно отстаем от развитых стран Европы.

К примеру, в Швейцарии и Норвегии в ДТП гибнет 2,7 человека на 100 тысяч граждан в год. Минимальный показатель в Швеции — 2,8, а в Великобритании он приближается к 3,1. В среднем в странах Западной Европы уровень смертности в ДТП составляет 4-6 погибших на 100 тысяч населения. В странах ближнего зарубежья ситуация также в разы лучше, чем в России.

В Белоруссии уровень смертности в ДТП — 8,9, в Литве — 8, а в Эстонии — 6,1. Почему же Россия занимает одно из последних мест в Европе и мире по безопасности дорожного движения?

Зона «военных действий»

Агентство «Автостат» и журнал «За рулем» решили ответить на этот вопрос и провели исследования среди автомобилистов. В период с 4 по 7 февраля осуществлялся совместный опрос автомобилистов, в котором приняли участие более 1300 человек. Более половины респондентов назвали главной причиной аварий неуважение водителей друг к другу.

Если быть точным, то 52% опрошенных заявили, что в потоке транспорта всегда находятся лихачи и хамы, которые не соблюдают Правила дорожного движения, подрезают при обгонах, допускают опасные перестроения, пытаются «наказать» новичков и вообще презрительно относятся к закону в целом.

Еще 23% российских автомобилистов уверены, что причиной смертности оказывается российская ментальность, то есть любовь к высоким скоростям и лихачество. Этот ответ очень схож по смыслу с первым.

Около 15% в качестве причин высокой аварийности называют опять же неуважение к правилам и законам. Некоторые водители используют мобильные телефоны за рулем, пишут СМС, отвлекаются на разговоры, курение и даже на еду во время поездок.

Малая доля опрошенных водителей (7%) называет главной причиной аварий несоблюдение дистанции, а еще 3% уверены, что опасным врагом для всех без исключения участников движения являются пьяные водители.

В целом результаты исследования показали, что практически все опрошенные описывают одну и ту же проблему нашего общества, но просто видят ее с разных сторон. Незаконопослушность, хамство, пьянство за рулем, бездумное лихачество и беспричинно опасная езда сделали российские дороги похожими на зону военных действий, отнимающую жизни почти 17 тысяч человек в год.

Воспитывать кнутом и пряником

«Нужно отметить, что невежливых водителей, провоцирующих опасные ситуации на дорогах, немного: всего около 3%. Однако они представляют опасность для всех остальных, — рассказывает координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов. — Они провоцируют ДТП. Им подражают новички, в итоге все это оборачивается печальными последствиями.

Бороться с хамами можно. К примеру, недавно ГИБДД проводила акцию, направленную против злостных нарушителей. Инспекторы отслеживали машины, владельцы которых накопили сотни штрафов. Акция получила широкий отклик среди автомобилистов и в социальных сетях. Многие даже требовали ее продолжения, так как возмутительное поведение лихачей всем надоело. Можно сделать подобные рейды ГИБДД постоянными».

Сейчас в проект нового Кодекса об административных правонарушениях наконец внесена статья с наказанием за опасное вождение. Штраф составит 5 тысяч рублей. Правда, есть вопрос: каким образом ее администрировать? Возможно, помогут новые технические средства для оборудования патрульных автомобилей. Однако борьба за повышение культуры вождения не может строиться только на запретах.

Улучшение инфраструктуры, приведение дорог в надлежащее техническое состояние не менее важно, чем профилактическая работа с начинающими водителями.

«В школах в рамках ОБЖ сейчас крайне мало времени отведено для разъяснения правил поведения на дорогах, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Необходимо не только усиливать профилактику в автошколах, но и вести работу с детьми и молодежью в обычных образовательных учреждениях, прививая уважение к участникам движения.

Необходимо воспитывать водителей с детства. Это дело не одного года, а, может, и десятков лет».

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *