Toyota Harrier. Доминатор

Мы продолжаем рассказывать вам про популярные машины вторичного рынка. Особенности конкретных моделей, их достоинства, типичные проблемы и стоимость обслуживания — полезная информация для тех, кто собирается приобрести автомобиль с опытом.

В далеком 1997 году, когда с конвейеров ведущих автомобильных производителей сходили первые «паркетники», Toyota, на тот момент только начинающая осваивать новый для себя рынок, представила первое поколение Harrier. Этой модели сразу присвоили аббревиатуру SUS (Sport Utility Salon), подчеркивая особый класс автомобиля.

Нацелившись на создание внедорожника, который не уступал и даже превосходил бы по комфорту седаны премиум-сегмента, конструкторы и дизайнеры компании Toyota настолько подняли планку качества и функциональности автомобиля, что Toyota Harrier (он же Lexus RX300) до сих пор доминирует на рынке кроссоверов-одноклассников. В том числе на вторичном.

С легкой руки некогда многочисленной армии автоперегонщиков, возивших «японки» с Востока, Toyota Harrier получил меткую, но не благородную кличку «хорек». На самом же деле Harrier переводится как «гончая, борзая», а также «лунь» и «истребитель». Все эти хищные слова должны подчеркивать спортивный характер кроссовера. И на вторичном рынке у трехлитровых «Харриеров» сложилась репутация весьма «злого» автомобиля, несмотря на универсальный форм-фактор.

В создании дизайна революционной для своего времени модели принимали участие специалисты из американского ателье Toyota. Чего греха таить, японцы сильны в технологиях, им нет равных в производстве точных и надежных деталей, микропроцессоров, всего того, что называется хай-тек. Но чувство прекрасного у жителей страны Восходящего солнца своеобразное.

Что же касается «Харриера», то даже первое его поколение выглядит прекрасно и современно, ведь недаром последующие улучшения внешности носили скорее косметический характер, сохраняя в неизменности основную концепцию экстерьера. Хорошо нарисованное не стареет!

Стремительный профиль со стреловидными задними стойками кузова, прозрачные фары и фонари с круглыми световыми пушками, аэродинамический козырек на корме. Harrier, определенно, создает позитивный настрой. Некоторые находят облик кроссовера слишком «карамельным», чересчур гламурным для внедорожника.

Что ж, в отличие от BMW Х5, Harrier действительно не играет мускулами, не демонстрирует грубой силы. Зато он куда более «футуристичен», с легким космическим оттенком в дизайне, и понимающий покупатель видит его мощь аккуратно завуалированной гладкими формами. Красивое — отнюдь не значит слабое, и Toyota Harrier наглядный тому пример.

В салоне Harrier подкупает вниманием к мелочам. Косметические зеркала в солнцезащитных козырьках оснащены регулятором яркости подсветки. Створки вещевого бокса, установленного между передними креслами, открываются и закрываются нажатием кнопки. Отделение для телефона в этом боксе выложено мягким поролоном. Даже усилия пружин подстаканников подобраны так, что раскрываются они мягко, благородно. Подобные нюансы отличают действительно дорогие машины от тех, которые лишь пытаются таковыми казаться.

Водительское кресло особенно порадовало на редкость цепкой кожаной обивкой и, самое главное, неожиданно большим для японского автомобиля диапазоном продольной регулировки. Немецким конкурентам будет еще сложнее отбивать у нашего героя рослых покупателей.

Правда, по форме передние сиденья Harrier несколько уступают идеальным анатомическим ковшам того же BMW Х5. Но их вовсе не назовешь аморфными или неудобными. А для дальних поездок даже откидные подлокотники предусмотрены.

На ходу Harrier просто пленит ездовым комфортом и предсказуемыми реакциями. В салоне на удивление тихо даже в режиме интенсивного разгона. Мотор по мощности оптимальный — не приходится пенять ни на его вялость, ни на резкость откликов на нажатие педали.

«Автомат» перебирает передачи очень мягко. Реакции на действия рулем также предсказуемы и адекватны. Но больше всего удивляет, насколько уверенно держится в поворотах — особенно на неровном покрытии — автомобиль с довольно высоким центром тяжести. Наш тестовый автомобиль оснащен мотором 2,4 литра — очевидно, что вариант 3,0 будет куда интереснее по динамике!

На вторичном рынке можно найти Harrier в разнообразных комплектациях, различных цветов окраски и с дополнительным оснащением. В среднем, достойный вариант можно приобрести в пределах суммы 750—850 тысяч рублей. Это будет Harrier второго поколения, c мотором объемом 2,4 литра, автоматической трансмиссией и приводом на переднюю ось.

Вариант с 3‑литровым мотором обойдется вам на 50—70 тысяч дороже. Хорошим дополнением станет полный привод, все 3‑литровые версии именно таковы (заметим, речь идет именно о японской модели, RX300 из Америки бывают и переднеприводные с двигателем 3.0). Топовая комплектация автомобиля облегчит ваш бумажник еще на 50—60 тысяч российских рублей.

На представленном для нашего теста автомобиле стоит двигатель 2AZ-FE с рабочим объемом 2,4 литра, который стал базовым для автомобилей Toyota D и E классов: Ipsum, Kluger, RAV4, Avensis и Harrier.

Изготовленный из алюминиевого сплава методом литья под давлением, имеющий открытую «рубашку» охлаждения, он легче, технологичнее и дешевле в производстве своих предшественников. Вобрав в себя все наработки конструкторов Toyota, двигатель все же имеет ряд проблем и «болячек», знать которые необходимо.

Специалистами автосервиса «Антилопа Гну», в который мы привезли автомобиль на диагностику, в качестве досадной типичной проблемы «Харриера» была отмечена недостаточно глубокая резьба для крепления головки блока: при перегреве двигателя, из‑за термического воздействия, болты «вытягивает». На моделях младше 2005 года этот дефект уже устранили.

При буксировке прицепов у «Харриера» может возникнуть проблема с трансмиссией. Корпус АКПП сборный, состоит из двух половинок, и при серьезных нагрузках может начать подтекать. Масляный насос в режиме буксировки может не справляться со своей работой, как результат — возможен обрыв втулки.

За время эксплуатации автомобиля в России владелец автомобиля не сталкивался ни с одной из вышеперечисленных проблем. Но в нашем случае владелец автомобиля — девушка, и обычно ездит в штатном городском режиме, не подвергая машину стрессовым испытаниям.

Разумеется, на вторичном рынке всегда можно встретить Harrier первых годов выпуска с очень большим пробегом, имеющие моторы, находящиеся не в самом лучшем состоянии. Но обычно виновниками износа силового агрегата становятся сами хозяева этих внедорожников, через раз проходящие диагностику и заливающие в моторы не самое хорошее масло.

Впрочем, даже у таких машин зачастую можно обойтись одной заменой заднего сальника коленчатого вала. Правда, стоимость этой операции из‑за ее технической сложности весьма приличная (надо снимать подрамник, коробку передач и вывешивать двигатель) — получается около 16000 рублей.

Еще одной относительной (именно относительной) проблемой можно назвать прогорание средней части глушителя, где не выдерживает гофрированная вставка. Но такое случается только на машинах ранних годов выпуска, да и ремонт стоит не слишком дорого (около 6000 руб.).

Платиновые свечи зажигания на российском бензине иногда живут недолго, но, наверное, купить раз в год новые (2800—3200 руб. за комплект) может любой владелец «Харриера», да к тому же некоторые предпочитают ставить обычные свечи (600—1000 руб. за комплект), которые также прекрасно работают.

Что касается ремня ГРМ, то Lexus рекомендует менять его раз в 100 тыс. км. Специалисты сервиса «Антилопа Гну» также не советуют этого делать чаще, так как ремень здесь очень надежный (его замена с роликами и приводными ремнями потребует в общей сложности около 8—9 тыс. руб.).

Toyota Harrier с мотором объемом 3 литра имеет систему постоянного полного привода с распределением момента по двум осям в соотношении 50 / 50. Кроме того, есть межосевой дифференциал с вискомуфтой. Однако никаких пониженных передач или механических блокировок дифференциалов нет, так что соваться на кроссовере в серьезную грязь не стоит. Система очень надежная — все работает как положено, и трансмиссия обычно никаких ремонтов не требует.

Признаться, теплилась надежда, что хоть в ходовой Harrier будут какие‑то «хронические болезни», требующие дорогостоящего «лечения». Но, увы, и здесь нас ждало разочарование. Спереди и сзади внедорожник имеет полностью независимую подвеску, которая, несмотря на свою относительную сложность, довольно крепкая, особенно если ездить главным образом по асфальту, а не по буеракам (все‑таки этот автомобиль ориентирован больше на ровные дороги).

Запчасти для ходовой Harrier дешевыми не назовешь, но их цена все равно приемлемая. Например, установка втулок и стоек стабилизатора, которых хватает на 40—70 тыс. км в зависимости от стиля езды и качества дорог, обойдется в 2500—3000 руб. с учетом работ. Еще иногда нужно менять опорные подшипники амортизаторов (их ресурс около 100—120 тыс. км), что обойдется в 3000 руб. за штуку.

Сами амортизаторы живут дольше (порой больше 150—180 тыс. км). А новые стоят примерно столько же, сколько аналогичные детали для многих других иномарок классом ниже — комплект на правое / левое колесо обойдется в 5500—7000 руб. Вот, в принципе, и все детали, способные сломаться на 8‑летней машине, находящейся в хорошем техническом состоянии.

В худшем случае могут потребовать замены еще и задние поперечные тяги в сборе с сайлент-блоками. Эта операция выльется в 9—12 тыс. руб. — тоже не слишком много, учитывая ресурс деталей и стоимость автомобиля. Что касается передних рычагов с шаровыми опорами, то они на многих машинах стоят еще «родные», причем мастера уверены, что они спокойно прослужат до 200—250 тыс. км (к тому же шаровые здесь можно менять отдельно от рычага).

Еще пару слов можно сказать о тормозах. К их работе претензий нет, хотя ресурс дисков мог быть и побольше — их надо менять каждые 60—80 тыс. км, а один диск стоит около 5400—8000 тыс. руб. Естественно, покупать надо сразу как минимум два, а еще лучше поставить новый комплект колодок (3600 руб.). Итого получается, что на обновление только передних тормозов уйдет более 15—20 тыс. руб.

Перечислим дежурные цифры расходов на обслуживание Toyota Harrier: замена масла в двигателе — 2 500 рублей; замена масла в коробке — 4 000 рублей; антифриз — 1800, возможная замена фреона кондиционера — 3 000 рублей. Комплект летней резины обойдется в 28 000 рублей, а зимней — 48 000 (Hakkapeliita 7). Да, это внедорожник, и зимняя «обувь» для него обходится недешево.

В «Харриере» удивительно сочетаются комфорт и изящество легкового автомобиля высокого класса и джипа со спортивным нравом. Интерьер салона настолько необычен, что наряду с высокой и удобной посадкой создает ощущение редкой гармонии всех требований для езды зимой по сугробам и летом по трассе.

Но, покупая такой автомобиль, не следует забывать, что компания Lexus (а по сути Harrier больше премиальный Lexus, чем народная Toyota) делает автомобили для избранных. Большая часть владельцев этих машин обслуживается только у дилеров и не очень удивляется достаточно высоким расценкам за, казалось бы, простые операции.

Так, работа по замене свечей стоит без малого 6000 руб. И это совершенно оправданно, поскольку подход к трем из шести свечей на редкость сложный. Вывод: внимательно проверяйте машину перед покупкой, небрежная диагностика спустя пару месяцев может обернуться серьезным ремонтом. Ведь Harrier призван доминировать на дороге, но не над вашим кошельком!

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *