«Труженик» ГАЗ 69 : послевоенная разработка Советов

Первые наброски ГАЗ-69, по свидетельству очевидцев, были сделаны еще в военные годы. А уже в 1947 году Министерством Автомобильной промышленности СССР был издан указ о создании первого внедорожника советского автопрома — замены устаревшего военного вездехода. На выполнение партзадания была брошена команда лучших экспертов в области автоконструирования Союза, под руководством Г.М. Вассермана.

История создания «козлика» ГАЗ 69

Основным заказчиком выступило Главное артиллерийское управление, поэтому первоначальное название ГАЗ-69 — Артиллерийский тягач колесный легкий. Во время заводских испытаний «труженик» снабдили одноосным прицепом весом 0,5 т (по примеру переносного орудия), и отправили в турне на 12 000 км. Автомобиль с честью выдержал краш тест и подтвердил титул первого советского внедорожника.

Он преодолевал брод высотой 0,7 м, уверенно маневрировал на снеговых заносах и взбирался по крутому косогору — характеристики ГАЗ-69 отвечали всем требованием разбитого войной бездорожья советской глубинки. Правда, на автомобиль были установлены обычные передняя и задняя рессорные подвески, из-за чего он нещадно прыгал на дороге и получил народное прозвище «козлик».

Фаворит жарких стран и советского бездорожья

Линия по выпуску внедорожников была оборудована на знаменитом ЗИМ, заводе им. Молотова, который в связи со сменой политического режима был переименован в Горьковский автозавод. Позже производство перенесли в г. Ульяновск. Серийное производство ГАЗ-ов 69 модели началось только в 1953-ем и уже в этом году с конвейера сошло более 1300 экземпляров.

Одновременно с ротацией в СССР, «газик» вышел на мировой рынок. Его износостойкость, простота в обслуживании и повышенная проходимость обеспечили огромный спрос на долгие годы в 56 странах мира. Особенно популярны «труженики» были в жарких странах Африки, Азии и Латинской Америки.

М-72 — новая идея джипа от советского автопрома

С 1955 года на Горьковском автозаводе начали сборку гибрида ГАЗ 69 и автомобиля Победа. За базу была взята ходовая часть «козлика», а кузов нового седана принадлежал Победе, М-20.

Так мир увидела элегантная «бабушка» будущего представительского седана, Чайки ГАЗ-14. Ее кузов оказался слишком хлипким для провинциальных бездорожья и грязи — по этой причине через два года, в 1957-м выпуск марки М-72 был прекращен. Всего мир увидело 4677 экземпляров.

Технические характеристики ГАЗ-69

  • Двигатель, л: 2,12
  • Мощность, л.с: 55
  • Трансмиссия: 3-х ступенчатая МКПП
  • Колесная формула: 4х4
  • Компоновка: полноприводная, переднемоторная
  • Клиренс, мм: 210
  • Масса, кг: 1525

В 60-х на «козликах» катались все: военные и медработники, милиционеры и председатели колхоза по разбитым дорогам послевоенной России. Да и сейчас такие старые машины ЗИМ бороздят просторы наших глубинок. Только вместо артиллерийских орудий в прицепе у них — мешки с картошкой и овощами с огорода.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *