Мечта миллионов трудящихся в СССР и цель №1 партийных работников и руководителей отечественных предприятий, первый автомобиль «Жигули» сошел с конвейера в 1970-м. С этого момента начинается история Волжского автомобильного завода — крупнейшего производителя легковушек в России, Восточной Европе и странах Балтии.
ВАЗ-2101 «ноль-первая» — бабушка «классического» семейства
После успешного сотрудничества советских автоконструкторов с итальянским концерном FIAT, результатом которого стало появление на отечественных дорогах знаменитого запорожца, было принято решение о совместной работе над новыми проектами. И первым из них стал ВАЗ-2101, знаменитая «копейка».
Прототипом этого автомобиля стал итальянский FIAT-124, в ходе испытаний советским бездорожьем которого была создана и усовершенствована «ноль-первая» — первая машина из «классического» семейства ВАЗ.
По сравнению с базой Фиата, в ВАЗ-2101 появился более совершенный двигатель. Также были внесены существенные изменения в работу ходовой части, тормозной системы и сцепления, увеличился дорожный просвет. Салон автомобиля отличался исключительным комфортом: сидения в нем трансформировались в спальные места, а панель приборов была выполнена из высококачественного термостойкого пластика.
Особенно оценили владельцы «Жигулей» преимущества этого автомобиля в холодный период года: надежная отопительная система и двухкамерный карбюратор Weber обеспечили бесперебойную работу двигателя даже в самое морозное утро, когда соседи шли на стоянку с ведром кипятка.
Универсал советского автопрома
В 1971 году с конвейера сошла первая «двойка», ВАЗ-2102. Созданный на базе «копейки», кузов нового автомобиля претерпел значительные изменения: в универсале ВАЗ-2102 кромку двери багажника вынесли до уровня пола, за бампер. Это значительно упростило погрузку багажа.
Место водителя и панель приборов остались идентичными с «ноль-первой». При этом, вазовские автоконструкторы усилили амортизаторы и пружины подвески, что повысило проходимость и общие эксплуатационные характеристики.
Задние сидения складывались, образуя дополнительное место для багажа. Общая грузоподъемность автомобиля составила 250 кг, с водителем и одним пассажиром в салоне. «Двойка» получила двигатель от ВАЗ-2101 объемом 1,2л и мощностью в 62 л.с. В последующих модификациях, ВАЗ-21021 и ВАЗ-21021-01, мощность и литраж были увеличены до 69 л.с и 1,3 соответственно.
В это же время «Классика» получила всем известное название «Жигули». Новое имя ВАЗов было предложено в одном из писем, пришедших в редакцию журнала «За рулем».
ВАЗ-2103: элегантность и престиж «Классики»
Две предыдущих модели ВАЗ типа «Норма» еще в начале производства было решено докомплектовать автомобилем класса «Люкс». И в 73-м году Союз получил самую элегантную модель «классического» семейства — ВАЗ-2103.
Кузов украсили представительные хромированные решетки и престижные молдинги. В салоне появились дополнительные накладки из пластика, а сама панель приборов претерпела ряд значительных изменений: на ней теперь были часы, тахометр и манометр давления масла. Более мощный, по сравнению с ВАЗ-2101, двигатель объемом 1,5 л в 77 л.с развивал скорость до 156 км/час.
Салон стал более комфортабельным, в обиходе советского человека появилось слово «шумоизоляция» — в ВАЗ-2103 она была отменной, по сравнению с «громким»Москвичом-412.
Также «тройка» успешно превзошла своего конкурента, выпускаемого на АЗЛК, благодаря увеличенному размеру колеи передних колес (1365 мм против 1270 мм Москвича-412), и более удачно расположенному центру тяжести, что обеспечило лучшую устойчивость на дорогах.
Всего за время выпуска страна получила 4,85 млн. «ноль-первых» моделей, 666 989 «двоек» и почти 1,4 млн. автомобилей ВАЗ-2103.
Технические характеристики
Общие данные | ВАЗ-2101 | ВАЗ-2102 | ВАЗ-2103 |
Тип кузова | 4-дверный седан | 5-дверный универсал | 4-дверный седан |
Двигатель | Бензиновый, 1198 см3 | Бензиновый, 1198 см3 | Бензиновый, 1452 см3 |
Система питания | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор |
Трансмиссия | 4-ступ. МКПП | 4-ступ. МКПП | 4-ступ. МКПП |
Объем бака, л | 39 | 45 | 39 |
Масса машины, кг | 955 | 1010 | 965 |
Максимальная скорость, км/ч | 142 | 137 | 156 |