Виды КПП автомобилей

В этой статье мы дадим упрощённое описание ещё одной важной части автомобиля. Трансмиссия – это совокупность механизмов соединяющих двигатель с ведущими колёсами. Главной задачей которой является передача крутящего момента, изменение тяговых усилий и скоростей. Т.к. эта статья предназначена для «автоновичков», мы упростим понятие трансмиссия. Здесь будет рассмотрена только КПП(коробка переключения передач).

Механическая КПП

Самой распространённой является механическая КПП. Она характеризуется высоким КПД, компактностью, малой массой, надёжностью, относительной простотой в производстве и эксплуатации. Залогом её успеха стали эти плюсы. На заре автомобилестроения применялась только механическая КПП.

vidy-kpp-avtomobilej

Передачи в этом виде трансмиссии необходимо переключать вручную, это стало основным отличием от других типов КПП и главным недостатком её недостатком. Механическая КПП состоит из картера, в котором располагаются валы и шестерни; рычага переключения передач, расположен в салоне; и сцепления.

Подавляющие большинство КПП имеет 5 или 6 ступеней, задняя скорость не считается(но она всегда присутствует в КПП). Первая ступень является силовой, она предназначена для начала движения, чтобы сдвинуть тяжёлый автомобиль с места. Задняя скорость по предназначению аналогична первой, но заставляет автомобиль двигаться назад.

Механизм сцепления представляет собой устройство, в котором происходит передача крутящего момента за счет работы сил трения. Механизм сцепления позволяет кратковременно разъединять двигатель и коробку передач(для переключения передач), а затем плавно их соединять.

Все эти манипуляции водитель делает самостоятельно, сначала выжимает педаль сцепления, затем рычагом КПП переключает передачу и в конце плавно отпускает педаль сцепления. Далее будет рассказано об автоматических трансмиссиях.

Автоматическая КПП

Трансмиссии в которых переключение передач происходит без участия водителя называются автоматическими. Можно выделить три типа автоматических КПП.

vidy-kpp-avtomobilej-1

Первым типом является гидромеханическая АКПП. Конструкция этого типа АКПП очень схожа МКПП. Конструкция картера, валов и шестерён не имеет принципиальных отличий. У АКПП нет сцепления, его заменяет гидротрансформатор. Они выполняют одни и те же функции, только различными способами.

Такие АКПП характеризуются низким КПД, повышенной сложностью, дороговизной в обслуживании и ремонте и повышенным расходом топлива. Плюсы: переключение передач, без участия водителя(общий плюс всех автоматических КПП); плавность переключений; способность переваривать большой крутящий момент при больших нагрузках(используется на грузовых автомобилях). Современные гидромеханические КПП имеют режим ручного переключения передач.

Роботизированная КПП. Является той же механической КПП, конструкции идентичны. Они различаются механизмом сцепления и переключения передач. Если в случае МКПП эти манипуляции делает водитель, то в случае РКПП за него это делают специальные сервоприводы. Такие КПП способны переключать передачи и в автоматическом режиме и в ручном.

Плюсы: освобождение водителя от необходимости орудовать рычагом КПП и педалью сцепления, что благоприятно сказывается на комфорте; невысокая стоимость в сравнении с гидромеханической АКПП; низкий расход топлива. Плохая плавность переключений передач в автоматическом и в ручном режимах. Автомобиль клюёт носом, а это негативно сказывается на комфорте. Этот недостаток свойственен РКПП с одним диском сцепления.

Хронологически такие коробки появились первыми, отсюда этот недостаток. Решением этой достаточно важной проблемы стало применение двухдисковых механизмов сцепления в РКПП. В таких КПП первый диск отвечает за включение нечётных передач, соответственно второй отвечает за включение чётных передач. Такой тип КПП лишён недостатков однодисковых роботов, но при этом сохраняет их преимущества.

Вариатор – это бесступенчатая трансмиссия с внешним управлением, которая позволяет плавно изменять передаточное число. В автомобилестроении наибольшее распространение получил клиноременный вариатор. Он состоит из одной или двух ременных передач, где шкивы образованы коническими дисками.

Передаточное число задаётся изменением  диаметра шкивов. Существуют некоторые различия  конструкции клиноременного вариатора, взамен клиновых ремней могут применятся или цепь, или набранный из металлических пластин ремень.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *