Виды кузовов автомобилей

На что мы, обращаем внимание первый раз посмотрев на автомобиль? Вероятнее всего на его цвет и не важно мужчина вы или женщина. А вот вторым параметром, на который обратит внимание большинство людей станет форма кузова.

Конечно, прошли те времена когда большинство автомобилей имело уникальные кузова, изготовленные в специализированных ателье. Но даже сейчас сохраняется большая гамма различных форм кузовов. И разобраться в этом многообразии не легко. Надеюсь это статья, поможет тому, кто решил разобраться в этом вопросе.

Так на какой основе строится различия кузовов? Их несколько, например: количество объёмов кузова, количество дверей или посадочных мест, наличие крыши. Совокупность нескольких показателей и определяет тот или иной тип кузова.

Приведённая ниже классификация не является абсолютно верной, по многим кузовам ведутся непрекращающиеся споры.

Пожалуй, начнём с самого популярного и самого любимого, в нашей стране, типа кузова

Седан. Автомобиль имеющий трёхобъёмный или двухобъёмный кузов, четыре или две двери может называться седаном. Начнём с объёмности кузова, что это означает?

В сознании современного человека седан имеет трёхобъёмный кузов, в котором капот, салон и багажник имеют отчётливый контур(объём). Так было не всегда, исторически многие седаны были двухобъёмные. До 30-х годов практически все седаны имели такой кузов, но затем популярность таких кузовов снижалась.

И начиная с 50-х годов подавляющие большинство седанов в мире имело кузов с выраженным багажником. Возникает вопрос, почему седан мог иметь как двух, так и трёхобъёмный кузов. Главным отличием седана от других типов кузовов является стационарное заднее стекло и отсутствие доступа в багажник из салона. Ещё одним обязательным атрибутом для седана является наличие двух полноценных рядов сидений.

На этой основе можно выделить подвид – двухдверный седан (тудор – устаревшее название ). Этот подвид часто путают с другим видом кузова, купе. На современном этапе кузовом седан обладают автомобили среднего класса и выше. За исключением некоторых стран, где в этом кузове выпускаются авто одним или двумя классами ниже.

Хэтчбек. Второй по популярности тип кузова(англ. hatchback от hatch — люк и back — сзади). Параметры кузова: двухобъёмный(капот и салон), две или четыре боковые двери, доступ в багажник и в салон осуществляется при помощи ещё одной двери(дверь совмещена с задним стеклом) и укороченный задний свес. Задняя дверь этого кузова может быть покатой, а также вертикальной.

Этот кузов имеет ряд преимуществ: лучшая манёвренность, за счёт малого заднего свеса. Большая дверь багажника облегчает погрузку поклажи, а трансформация салона позволяет перевозить крупногабаритные грузы. Минусом кузова стал долгий прогрев салона, возможность попадания запаха в салон.

Разновидностью такого кузова является лифтбек(от англ. liftback — поднимающаяся задняя часть). Этот подвид отличается увеличенным задним свесом, в сравнении с хэтчбеком, а также скошенной задней дверью. В настоящее время чтобы кузов назвать лифтбеком кузов должен иметь три визуальных объёма.

Универсал. Двухобъёмный грузопассажирский кузов. Имеет большой задний свес и вертикальную заднюю дверь. Главным преимуществом таких автомобилей является багажник, даже при разложенных задних сиденьях его объём больше большинства седанов и хэтчбеков. Сложенные сиденья заднего ряда позволяют увеличить полезное пространство багажника до размера небольшого грузового фургона.

Наибольшей популярностью этот тип кузова пользовался во второй половине 20 века. Но после появления в 80-е годы первых минивэнов, которые переняли славу главных семейных авто, популярность универсалов резко пошла на спад. Появление кроссоверов в середине 00-х годов ещё раз ощутимо ударило по этому сегменту, ведь в большинстве своём они имели этот же самый кузов.

Купе. Часто этот кузов путают с двухдверным седаном. Исторически словом купе называли экипаж на 2 места. Чтобы автомобиль назывался купе, он должен иметь 2 места или посадочную форму 2+2 и трёхобъёмный кузов. А также иметь спортивный характер. На деле, автопроизводители зачастую используют слово купе применительно и к двухместным спортивным авто, и к четырёхместным седанам.

В таких случаях они руководствуются исключительно маркетинговыми соображениями, т.к. для рядового покупателя купе звучит значительней(или премиальней). К числу маркетинговых уловок можно отнести и появление так называемых четырёхдверных купе. Нередки случаи применения слова купе и к трёхдверным хэтчбекам спортивного толка.

Минивэн. Однообъёмный или двухобъёмный(с полукапотом) тип кузова, с просторным салоном на 5-8 посадочных мест и с двумя или тремя рядами сидений. Отличается широкими возможностями трансформации салона: кресла можно сдвигать, разворачивать, складывать и полностью убирать из салона, превращая автомобиль в грузовой фургон.

При создании используются платформы легковых автомобилей, что отличает их от микроавтобусов. Для создания последних за основу берут лёгкие коммерческие фургоны. Ещё одним подвидом данного кузова является – микровэн. Их главное отличие это размер, они создаются на платформе автомобилей B и C класса. Как правило имеют 5-и местный салон, но сохраняют широкие возможности трансформации.

Таун-кар. Особый тип кузова отличающийся высокой крышей и предназначенный для пассажирских перевозок. Используется как городское такси.

Хардтоп. Нельзя отнести к отдельно типу кузова, скорее это вариант других типов кузова(седан, купе,универсал). Кузова-хардтоп лишены центральной стойки и дверных рамок. Это предавало кузову большую изящность, но уменьшало его жёсткость. Пик популярности таких кузовов прищёлся на 60-е годы, но из-за проблем с жёсткостью и безопасностью уже к 80-м годам этот подтип кузовом исчез.

Фастбэк. Также можно отнести к подтипу различных кузовов. Форма кузова представляет гибрид седана и хетчбэка. От первого ему досталось разделённая со стеклом крышка багажника. А от второго покатая линия крыши, плавно переходящая в крышку багажника. Низкая практичность выдавила и этот подтип кузова с рынка.

Пикап. Трёхобъёмный, грузопассажирский тип кузова , у которого открытая грузовая платформа стилистически объединена с салоном. Пассажирский салон может быть 2 – 5 местным(с двумя рядами сидений). Количество дверей от 2 до 4, а также выпускаются пикапы с полуторными боковыми дверьми. Такие кабины тоже называются полуторными и имеют стандартные передние боковые двери и небольшие, половинчатые задние боковые.

Половинчатые задние двери открываются против хода движения и только если открыты передние боковые. Первоначально автомобиль с таким кузовом имел сугубо утилитарное предназначение, но сейчас их всё чаще позиционируют как авто для активного отдыха.

Выше рассказывалось только о закрытых типах кузовов, далее речь пойдёт об открытых.        

Кабриолет. Тип кузова без стационарной крыши. Должен обладать четырёхместным салоном , двух или четырёхдверным(очень редкий случай) кузовом. Складная крыша может быть матерчатой или жёсткой (из композитных материалов). Автомобили с жёстким складным верхом достаточно новый подвид кабриолетов, появившийся в 21 веке.

Автомобили с этим кузовом в большинстве своём имеют спокойный, комфортный характер. Кабриолеты с мягкой(матерчатой крышей) имеют более красивый внешний силуэт, но в плане акустического комфорта и всесезонности проигрывают подвиду купе-кабриолет.

У четырёхдверного кабриолета существует и другое названия – фаэтон. Серийно автомобили с таким кузовом не выпускаются. Такие кузова применяли на рамных автомобилях, с несущим кузовом невозможно обеспечить достаточную жёсткость кузова(крыша и средние стойки несут большую нагрузку). Сегодня рамная конструкция кузова применяется на небольшом числе авто, на некоторых внедорожниках, пикапах и коммерческой технике.

Родстер.  Этот кузов также не имеет жёсткого верха, как и кабриолет. Но может иметь только две двери и два посадочных места.

Исторически, так и сегодня автомобили с этим типом кузова имеют ярко выраженный спортивный характер. Далеко не каждый автопроизводитель может позволить себе иметь такую модель в производственной линейке.

Тарга. Автомобиль с таким кузовом подразумевает возможность снятия средней части крыши авто, а иногда и заднего стекла. Это превращает автомобиль в некое подобие кабриолета, но с наличием мощной дуги за задними сидениями. Автомобиль дарит те же ощущения, что и кабриолет.

Но при этом сохраняет за счёт дуги высокую жёсткость кузова, что в свою очередь обеспечивает безопасность и хорошую управляемость. Особая разновидность этого типа кузова — модели с Т-образной крышей, где она расположена над сиденьями водителя и пассажира, а далее протянута продольная балка.

Спайдер. Для этого типа кузова крыша не предусмотрена вовсе. А лобовое стекло выполнено в виде козырька, незначительно выступающего над кузовом.

Может иметь только две двери и два посадочных места. Автомобили с таким типом кузова, на сегодняшний день, серийно не выпускаются.    

Ландо. Такой кузов имеет мягкую складную или жесткую съёмную секции над задней частью салона. Для современных автомобилей такой тип кузова предлагается крайне редко.

Брегам. Тип кузова который является противоположностью кузову Ландо. Имеет съёмную или складную часть крыши над передним рядом сидений. Иногда для этого кузова используют другое название «купе де виль».

Данная классификация не является абсолютно верной. Споры по принадлежности того или иного кузова не утихают годами. Главным было познакомить читателя с общим, широко распространённым мнением по этому вопросу.         

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *