Вирус Альфа

Несколько недель назад в Милан съехались тысячи автомобилистов со всего мира. Их машины были совсем разные – новые, старые, гражданские, спортивные, быстрые и медленные. Но всех их объединяло одно – это были Alfa Romeo. В этом году итальянская марка отпраздновала свой 100-летний юбилей.

Юбилей — всегда отличный повод окунуться в историю марки. Сегодня мы будем говорить о взлетах и падениях Alfa Romeo и о том, что такое вирус Альфа.

В начале 20 века человек по имени Уго Стела был главой филиала французской компании в Италии, который собирал французские автомобили для итальянцев. Но дело не очень-то спорилось — продажи шли из рук вон плохо, и итальянец, поднабравшись опыта в автоделе, решил основать на заводских мощностях предприятие по выпуску своих собственных машин.

Компанию назвали Anonima Lombarda Fabrica di Automobili («Ломбардское акционерное общество по производству автомобилей») или сокращенно A.L.F.A. На дворе стоял 1910 год.

Alfa Romeo 24HP

В том же году в новую компанию пришел фиатовский инженер Джузеппе Мерози, который построил первую модель «Альфы» — 24HP. Это был большой, солидный и прочный автомобиль  с двигателем мощностью 42 л.с., развивавший приличную для того времени скорость – до 100 км/ч. Итальянцам машина пришлась по вкусу, и в первый же год удалось продать более трехсот автомобилей.

Это сейчас рекламировать новые автомобили можно через телевидение, журналы и Интернет, а в начале века лучшим способом продвижения новых машин были гонки. О победителях писали и рассказывали друг другу, популяризируя выигравшую марку и модель. Уже в 1911 году ALFA строит специальную спортивную модель 15НР Corsa  и заявляется на гонки Targa Florio, которые проходили в Сицилии. И хотя победу тогда одержать не удалось, начало спортивной карьеры марки было положено.

Первая мировая война заставила прекратить производство, компания была куплена промышленником Николя Ромео. В военные годы он организовал на заводе производство авиамоторов, передвижных электростанций и другой военной амуниции, производство же автомобилей возобновилось только в 1919 году. К названию марки Ромео добавил свою фамилию, так A.L.F.A. трансформировалась в Alfa Romeo.

Alfa Romeo RL Targa Florio

В 1922-ом году в продажу поступает абсолютно новая модель, спроектированная Джузеппе Мерози, RL, с рядной «шестеркой» под капотом. На автосалоне в Лондоне, где новинка была впервые представлена, автомобиль назвали «маленьким Ролс-Ройсом».

RL был выпущен сразу в нескольких вариантах, в том числе и в гоночном. Гоночная версия в 1923 году выигрывает престижную гонку Targa Florio, и на боковине ее кузова впервые помещают эмблему с четырехлистным клевером, ставшую впоследствии символом заводской гоночной команды Alfa Romeo.

Автомобили Alfa Romeo приобрели имидж хороших спортивных машин, даже на серийных вариантах которых можно было выиграть гонку. Кстати, одним из гонщиков Альфы в начале 20-х был сам Энцо Феррари.

Alfa Romeo 6C 1500 Super Sport (1928–29)

Потенциал противников на гонках рос, и «Альфе» надо было разрабатывать новый гоночный автомобиль. Свою концепцию предложил молодой инженер Витторио Яно. Малолитражный полуторалитровый шестицилиндровый мотор с верхним распредвалом, полусферическими камерами сгорания и приличным уровнем форсировки должен был стать сердцем новой модели. Идею одобрили и воплотили в машине 6С 1500.

С 1925-го года она начала участвовать в гонках, где постоянно занимала призовые места. Конструкция двигателя оказалась настолько удачной, что он, претерпевая модернизации и увеличение объема, продержался на автомобилях Alfa Romeo вплоть до 1954 года.

В начале 1933 г. владельцем Alfa Romeo становится Государственный холдинг I.R.I. (Istituto per la Ricostruzione Industriale — Институт Индустриальной Реконструкции), Правление которого избирается из акционеров и служащих компании в пропорции пятьдесят на пятьдесят.

Alfa Romeo P3 (1932–35)

Правление I.R.I, вступив во владение Alfa Romeo, первым делом объявило о сокращении гоночной программы. Отметим, что в это время спортивные достижения «Альфы» — на высоте, гоночный болид P3 одерживает победы одну за другой. В то же время предпринимаются попытки одного из влиятельных итальянских сенаторов поглотить компанию филиалом «Фиата». Alfa Romeo практически была близка к закрытию, пока в дело не вмешался сам Муссолини.

Страстный поклонником марки, имевший в своем гараже 12 моделей Alfa Romeo, заявил, что «эта компания производит лучший итальянский продукт», и сменил поставленное насильно руководство от «Фиата».

Alfa Romeo 8C 2300 Monza (1932–33)

Несмотря на эти передряги, в 30-е Alfa Romeo в сознании людей была успешной маркой, чьи элегантные автомобили выглядели также хорошо, как и ехали. «Альфы» выигрывали гонки также легко, как и конкурсы автомобильной красоты. Отмечая спортивные и другие успехи итальянской марки в 30-е годы, Генри Форд сказал: «Каждый раз, когда я вижу Alfa Romeo, я снимаю шляпу».

Свои коррективы в деятельность Alfa Romeo внесла начавшаяся Вторая мировая война. Компанию переориентировали на производство грузовиков и двигателей для авиации. Выпуск автомобилей тоже продолжался, но не был приоритетным. Т.к. завод «Альфы» превратился по сути в военный стратегический объект, союзники подвергли его бомбардировке. Потребовалось немало времени, прежде чем автомобилестроение на предприятии восстановилось до довоенных показателей.

Alfa Romeo 1900 Berlina (1950–58)

В 1950 году была представлена модель 1900. Компания должна была выйти на другой уровень, чтобы на равных конкурировать с другими автомобильными производителями. Новый седан с несущим кузовом стоил заметно меньше, чем предыдущие модели «Альфы» и был приспособлен к массовой сборке на конвейере. А конструкция шасси и четырёхцилиндровый двигатель с двумя распредвалами поддерживали спортивный имидж компании. Но машина была достаточно дорогой, и мог ее себе позволить далеко не каждый.

Alfa Romeo Giulietta Sprint (1954–65)

Чтобы удовлетворить растущий спрос и дать возможность менее состоятельным автомобилистам купить свою «Альфу», компания в 1954 году выпустила более демократичный седан Giulietta. Алюминиевый двигатель объемом 1.3 литра и мощностью 53 л.с. с двумя распредвалами и отлично настроенным шасси — «Джульетта» была доступна и хороша, и это была настоящая «Альфа».

Седан стал настолько популярным, что компания принимает решение сделать несколько версий на его основе. Так появились купе работы ателье Bertone и спортивная версия SZ ателье Zagato. Последняя оснащалась форсированным до 100 сил мотором, позволявшим разгоняться до 200 км/ч.

Alfa Romeo Giulia Berlina (1962–78)
Alfa Romeo Giulia TZ (1965–67)
Alfa Romeo Giulia Sprint GTA (1965–69)

В начале 60-х Alfa Romeo выпускает новую модель Gulia, которая пришла на смену Giulietta. Красивый спортивный седан оснащался двумя двигателями объемом 1,3 (76 л.с.) и 1,6 литра (110 л.с.). Машина комплектовалась пятиступенчатой коробкой передач – достаточно редкое явление для того времени.

Шасси нового автомобиля было настолько удачным, что его стали использывать как основу для других чисто спортивных вариантов, таких как купе TZ2 со 170-сильным мотором и кузовом на пространственной раме и заметно облегчённой, по сравнению с серийным вариантом, двухдверкой GTA.

Alfa Romeo Alfasud (1971–77)

В начале 70-х «Альфа Ромео» выпускает необычный для себя автомобиль Alfasud. Во-первых, это первый переднеприводный хэтчбек марки, а, во-вторых, он оснащен четырёхцилиндровым оппозитным двигателем. Автомобиль ездил также хорошо и быстро, как ржавел и «сыпался». С увеличением «тиража» автомобилей Alfa Romeo их качество стало быстро падать.

Кузов ржавел, электроника нередко отказывала, да и другие агрегаты подводили владельцев этих итальянских машин. Неудивительно, ведь  компания была в тяжелом положении, не хватало средств ни на разработку новых моделей, ни на доводку и тщательную сборку уже имеющихся в производстве.

Несмотря на это спортивные автомобили Alfa Romeo продолжали одерживать победы в престижных гонках, а модель G.T.A. стала рекордсменом, одержав семь раз подряд победу в 24-часовых гонках (с 1970 по 1976 год).

Alfa Romeo Arna 3-door (1983–87)

В 1981 «Альфа» заключает договор с компанией Nissan. Совместное предприятие A.R.N.A (Alfa Romeo Nissan Automobili) выпускает новый автомобиль Alfa ARNA, который комплектовался двигателем и подвеской Alfasud и кузовом Nissan Cherry, импортируемым из Японии. ARNA продавался как Alfa Romeo Arna в Италии и как Nissan-Cherry Europe в Европе.

Хотя автомобиль нравился европейским покупателям больше, чем какая-либо иная модель Nissan, он вобрал в себя, пожалуй, худшее и от японского и от итальянского производителя, поэтому продажи модели шли из рук вон плохо.

Alfa Romeo 75 1.8i Turbo (1988–91)

Ситуацию спасает новая модель Alfa 75, выпущенная в 1985 году к 75-летию марки. Новый флагман обладал великолепными ходовыми качествами, имел довольно просторный салон, оригинальный, стремительный дизайн кузова, дисковые тормоза, КПП на задней оси и высокое качество сборки. Некоторые специалисты считают Alfa 75 одним из лучших спортивных седанов конца 80-начала 90-х годов. По соотношению цена/технические характеристики автомобиль опережал таких именитых конкурентов, как BMW 325i, BMW M3 и Mercedes 190 2.3.

Однако выпуск успешной модели не позволил компании выйти из сложившегося кризиса. Технические характеристики и внутренняя комплектация автомобилей Alfa Romeo уступали конкурентам. Но главное, был потерян стиль, который прежде был отличительной чертой автомобилей Alfa Romeo. Чтобы окончательно не обанкротиться, компания стала вести переговоры с крупными автомобильными концернами об объединении и в 1986 году вошла в состав Fiat.

Alfa Romeo 156 (1997–2003)

Под крылом самого крупного итальянского концерна Alfa Romeo начинает подниматься с колен. Появляются модели 145, 146, 155, но самое интересное и приятное еще впереди.

В 1997 году «Альфа» показывает новую модель 156. Автомобиль вобрал в себя черты лучших моделей Alfa Romeo за все годы существования марки. Красивый, мощный, стильный автомобиль получает титул Автомобиля года, столь важный для стимулирования продаж в Европе.

Alfa Romeo 159 Q4 (2007–09)

За последнее десятилетие компания выпустила несколько ярких моделей. Alfa Romeo 159, кузов которой был спроектирован знаменитым ателье Italdesign/Giorgetto Giugiaro совместно с Alfa Romeo Styling Centre. В 2005-ом году «Альфа Ромео» представляют другую, не менее удачную, модель со спортивным духом — Brera, которая благодаря элегантному стилю завоевывает титул «Самый Красивый Автомобиль в Мире» по результатам конкурса, проводимого Ассоциацией автомобильных дизайнеров.

Alfa Romeo 8c Competizione

В 2007-ом было представлено гоночное спорт купе Alfa Romeo 8c Competizione — прямой наследник модели 8С 40х годов. Ограниченная серия в 500 машин была распродана очень быстро. Автомобиль был признан самым красивым суперкаром на автосалоне в Париже в феврале 2007 года.

Сказать, что у итальянской марки сейчас дела идут прекрасно, нельзя. В России «Альфу» вообще не жалуют. В этом году прекратил работу единственный дилер Alfa Romeo в нашей стране. За три года у нас было продано всего 1287 автомобилей.

В 70-ом году была запущена рекламная кампания Virus Alfa. «Вирус Альфа. Сложный, редкий вирус, проявляющийся только при определенных условиях, среди небольшой части популяции, основным свойством которого является ярко-выраженная страсть к технике и любовь к быстрой езде. Напряжение и возбуждение, вызываемое вирусом, удается снять только приобретением Alfa Romeo» — говорилось в постере.

И пускай эти итальянские машины все еще уступают своим именитым европейским конкурентам в надежности и практичности, зато в них есть своя прелесть, спортивный итальянской дух, и тысячи людей по всему миру счастливы быть зараженными вирусом Альфа.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *