Восьмое проклятие Мюнхена. Ловим «бумеранг» и бдительно отслеживаем историю моделей BMW с индексом 8

Авторитет и заслуги концерна BMW непререкаемы. Если вам нужен по-настоящему быстрый, при этом идеально собранный и комфортабельный серийный автомобиль — обратите свой взор на модели баварского концерна . Классический задний привод, цепкие подвески, острое, как бритва, рулевое, горячие моторы, построенные с учетом колоссального опыта создания высокофорсированных мотоциклов . И солидный, греющий душу лейбл «Сделано в Германии».

Казалось бы, можно ли желать большего?

Увы, да . Есть один нюанс, уже несколько десятилетий не дающий боссам из Мюнхена спать безмятежно: статус суперкара . Все есть у BMW, но по-настоящему бескомпромиссного болида нет . Как бы ни оттачивали серийные седаны мастера из отделения М, это все-таки серийные седаны . Это тюнинг, но не суперкар .

А ведь попытки были . Перелистнем назад несколько страниц в истории компании, и заглянем в 1972 год . Именно тогда…

Век двадцатый…

BMW Turbo: Интернационал

…именно тогда BMW впервые вплотную подошел к созданию суперкара .
Прототип под названием BMW Turbo был детищем собственного дизайн-центра BMW, доработкой стиля занимались специалисты ателье Italdesign знаменитого Джуджаро, а автором идеи вообще стал француз

Поль Брок . Интернациональный концепт обозначил множество интересных идей, многие из которых впоследствии были реализованы на серийных BMW — в моделях BMW 6 Series, BMW 8 Series и BMW Z1.

BMW Turbo отличали вертикальные двери типа крыло чайки (позже от них отказались в серии по соображениям безопасности), жабры воздухозаборников на задней стойке кузова и характерный агрессивный нос, ставший визитной карточкой автомобиля . Всего было построено два экземпляра BMW Turbo — это, пожалуй, самый редкий автомобиль с эмблемой BMW . За исключением модели М8, но об этом в BMW не принято говорить вслух…

BMW M1 1978: провал блицкрига

К 1976 году боссы BMW окончательно созреили для финансированя производства мелкосерийного суперкара — успех Porsche 911 и наступление «трехлучевой звезды» (вспомним и вовсе дизелный Mercedes — Benz C111- I I D) не оставляли места для выбора.

Взяв BMW Turbo за основу, баварцы решились на создание спортивного болида, способного поспорить на треке с такими грандами, как Ferrari, Lotus и McLaren. Проект обозначили как BMW M1, и это должна была быть настоящая «пушка». Машину задумывали как суперкар для кольцевых гонок, выпускаемый единичными экземплярами. Однако регламент некоторых этапов европейских соревнований требовал тираж модели не менее 400 штук. Для кольцевого суперкара это слишком много — пришлось руководству озаботиться созданием дорожной версии.

Практически сразу стало понятно, что сил подразделения M (Motorsport GmbH) для разработки серьезного болида недостаточно. Одно дело — форсировать моторы и настраивать готовые подвески, совсем другое — проектировать кузов, трансмиссию и кокпит с нуля. Ребята из Мюнхена снялитрубку и позвонили ребятам из Маранелло.

Вежливо попросили оторваться от спагетти и выставить счет за участие в проекте. К тому времени дела у Lamborghini шли ни шатко, ни валко, поэтому итальянцы с радостью согласились. И хотя от дальнейшего банкротства Lamborghini это не спасло, весомую лепту в постройку BMW M1 они все же внесли — шасси, сухая смазка двигателя и среднемоторная компоновка родом из Маранелло.

Окончательной доводкой внешней концепции BMW M1 занимался уже маэстро Марчелло Гандини из ателье Бертоне. Гандини заострил углы, подточил изломы и акцентировал агрессию линий кузова, сохранив прежнюю дизайнерскую концепцию BMW Turbo. Вышла этакая абсолютно злобная акула, приближение которой в зеркале заднего вида уже само по себе вызывало легкую панику.

Серийный спорткар BMW M1 E21 увидел свет в 1978 году, производство продолжалось до 1981 года. Поначалу дорожная версия оснащалась 3,5‑литровым двигателем мощностью 277 лошадиных сил. До 100 километров в час автомобиль разгонялся за 5,6 секунды, а максимальная скорость составляла 260 километров в час. Не впечатляет? И напрасно — ведь речь идет об автомобиле конца 70‑х годов прошлого столетия, когда электронный впрыск и ABS лишь формировались как концепция в головах инженеров.

Общий тираж BMW M1 E21 составил 445 штук, из них 399 в дорожном исполнении и 56 спорткаров для кольцевых гонок. Последние вооружались хорошенько форсированными двигателями, мощность которых составляла от 450 (класс А4) до 850 лошадок (класс А5, двигатели оснащались двойной турбиной). Динамика этих боевых коней была не чета дорожным экземплярам: 4,5 секунды до сотни при максимальной скорости до 350 км/ч!

И все же, и все же… Добиться яркого успеха М1 у BMW не вышло. Ведь машина создавалась с прицелом на гонки в классе GT, но за время запуска в серию необходимого количества дорожных экземпляров изменился регламент — BMW M1 оказался, что называется, неформат. Трековые M1 еще поборолись в серии Procar и 24 часах Ле-Мана, но золотых кубков в Баварию не привезли.

Неудачный промоушен предопределил короткую жизнь M1 — после 1981 года амбиции BMW в сегменте самых-самых рациональные немцы отложили в долгий ящик. Не то что бы решили больше не позориться, просто злость копили.

M1: BMW в стиле поп-арт

Если вы посмотрели недавний блокбастер «Люди в черном — 3», то запомнили атмосферу безумного арт-хауса, царящего на знаменитой «Фабрике» Энди Уорхола. Андрей Варгола (его настоящее, словацкое имя) обладал редким талантом окрашивать привычные вещи в неожиданную палитру.

Так что предложение использовать BMW M1 в качестве холста Энди Уорхол принял с энтузиазмом. В 1979 году он самолично расписал автомобиль от начала до конца, без подготовительных работ на уменьшенной копии машины, и поставил свой автограф на борту.

Потратив на все про все 23 минуты, Уорхол утверждал, что «…пытался дать яркое изображение скорости. Если автомобиль очень быстр, все контуры и цвета размываются». Видите ли вы скорость на бортах M1 в исполнении Уорхола? Нет? А она есть…

Так или иначе, имя художника послужило хорошей рекламой новоиспеченному суперкару, а само произведение поп-арт-искусства взяло шестое место в общем зачете и второе в классе на 24 часах в Ле-Мане, при максимальной скорости в 307 км/ч. Никогда еще холсты Уорхола не ездили так быстро.

BMW M8: секретные материалы

Где‑то на территории штаб-квартиры BMW стоит черный-черный бункер. В нем под черным-черным чехлом спрятан черный-черный автомобиль. На корме скромный шильдик — М8, видимо, тоже черный. По Мюнхену ходит легенда — кто заглянет под черный чехол и увидит воочию BMW М8, навсегда разочаруется в современном автомобилестроении и от тоски до конца жизни будет ездить на Lada Kalina…

Шутки шутками, но M8 — действительно один из самых засекреченных прототипов BMW. Был построен лишь один прототип с двигателем в 550 л. с., который потом устанавливался на McLaren F1. Дорожной версии M8 не существовало, но есть основания полагать, что ей стала серийная 850CSi.

Основания для подозрений есть: в VIN коде 850CSi в качестве производителя указано BMW Motorsport (обозначение — WBS), а не BMW AG (WBA), а в коде двигателя стоит буква S, а не M, как на заводских двигателях.

Сами баварцы никак не комментируют существование прототипа M8. Только обходят черный бункер стороной и крестятся часто-часто.

BMW 8‑series 1989: скоростная буржуазия

Пусть M1 и не посрамила конюшни Ferrari, но толчок технологиям BMW был дан. В сентябре 1989 года дебютировало купе 8‑й серии, олицетворяющее все самое роскошное и технологичное, чем к тому времени располагали баварцы.

8‑Series впрямую конкурировала с моделям SL и купе S-класса от Mercedes-Benz, и не была потомком шестерки, как ошибочно считают многие. 8‑я серия стоила гораздо дороже (порядка 100 тыс.долларов) и оснащалась такими передовыми системами, как трэкшн-контроль, адаптивная подвеска, интеллектуальная АКПП и механизм подруливания задних колес.

Чтобы все это работало, BMW вложил в исследования и испытания порядка 1,5 млрд DM (2,2 млрд $ в современных ценах).

При взгляде спереди на 8‑Series немедленно вспоминается M1, и очевидно, сходство не случайно. BMW как бы намекал — это, конечно, шоссейный автомобиль (боковины и корма не дают нам в этом усомниться), но с душой кольцевого монстра.

Благодаря применению компьютерного 3D-моделирования (год старта проекта — 1984‑й), коэффициент аэродинамического сопротивления Cx составил отличные 0,29, моторы ставились вплоть до 5,6 литра/380 л. с. Такой автомобиль ехал быстро, очень быстро…

И стоил дорого, очень дорого. В конце концов, это его и сгубило. В середине 90‑х европейцы взялись крепко экономить, и спрос на роскошные купе упал. К 1999 году модель была снята с производства — сейчас ее место условно занимает купе BMW 6‑series E63.


Alpina B12: ещё дороже

Подобно Mercedes, у которого есть ателье AMG, делающее дорогие машины еще дороже, у BMW есть Alpina. В 90‑е годы на базе 850CSi построили две версии Alpina B12 — с двигателями 5,0 и 5,7 литра. Первая с двигателем Alpina D1 мощностью 350 л. с. и 4‑ступенчатой автоматической трансмиссией, вторая с двигателем Alpina 416 л. с. и 6‑ступенчатой механической трансмиссией. Alpina B12 была выпущена общим тиражом не более 160 экземпляров — еще один законный раритет от BMW.

Век двадцать первый…

BMW M8 2017 (BMW M1 Hommage concept): камбэк

Итак, к 2008 году злости у BMW накопилось достаточно. Надвигался 30‑летний юбилей M1, нужно было что‑то делать. И баварцы сделали весьма дорогостоящий концепт M1 Hommage, запущенный в публику, словно беспилотный разведывательный дрон: собрать информацию, не раскрывая всех карт и ничего не обещая.

Конечно же, мотивы прежнего M1 узнаваемы: узкая, хищная морда и среднемоторная компоновка а-ля Lamborghini или McLaren. Сочно, стильно, недвусмысленно мощно. Добротная дизайнерская работа, выполненная с явной любовью к деталям.

Следующим шагом стал гибридный концепт 2009 года Vision Efficient Dynamics (известный также как BMW i8). По крайней мере, здесь уже появились подробности характеристик агрегатов — дизельный 1,5-литровый ДВС и 2 электродвигателя совокупной мощностью 356 л. с.

Ожидается, что после некоторых доработок машина будет развивать максимальную скорость около 250 км/ч, а разгон составит 4,8 сек. до ста. Потребление топлива — 3,76 литра на сотню (до пересечения границы с РФ, да…).


И вот, наконец‑то, долгожданный камбэк: недавно пресс-служба BMW вбросил настойчивые слухи о возрождении модели М8 — именно на платформе Vision Efficient Dynamics. Только без гибридных замашек, исключительно честные многоцилиндровые турбомоторы.

Машина эта очень нужна BMW — и правда, доколе. Доколе все сливки гоночных кольцевых формул будут собирать AMG, Ferrari и Porsche? Даже у Audi есть R8, а к 2016 году будет уже новое поколение. Чем BMW хуже? Спросите у фанатов марки — дружно заверят, что гораздо лучше!

BMW 8‑series 2013 concept: немецкий бумеранг

Вслед за экстремальным М8 было решено возродить и роскошные спортивные купе, стоящие на ступеньку выше 6-й серии. Да-да, 8‑Series замаячила на горизонте — в следующем году обещают показать полноразмерный концепт, пока кормят лишь трейлерами и намеками. Автомобиль явно будет достаточно массивным и брутальным, с еще более выраженными мускулистыми мотивами, нежели у шестерки.

Возможно, с участием таких слов, как «двухдверный» и «Grand Tourer». И эти люди сетуют на экономические неурядицы в Европе? Вполне вероятно, что основными рынками сбыта будущей 8‑Series станут Китай и США.

Совершив полет длиною в 30 лет, бумеранг 8‑й модели все же возвращается в линейку BMW. Удастся ли этот фокус баварской компании или ударит больно по рукам — покажет ближайшее будущее. Цифра «8» имеет для концерна в каком‑то смысле роковое значение, но разве практичные немцы склонны к суевериям?

Ну а пока новая модель еще только готовится, классическую BMW M1 можно приобрести уже сегодня. Цены для рынка автомобильной классики вполне демократичные — от ста тысяч евро и выше, в зависимости от состояния и степени оригинальности автомобиля…

Кому старый M1 кажется слишком старым и дорогим — поищите в объявлениях Alpina B12. Эта модель далеко не так стара, и пусть чуть‑чуть, но доступнее (от 85 000 евро за 5,7‑литровый бензиновый раритет).

Итак, в скором будущем отзвенят фанфары, отсверкают фейерверки, прольются бочки пива и опрокинутся вагоны сосисок. Свеженькие М8 и 8‑Series разъедутся к покупателям. Подвыпившие инженеры и конструкторы, распевая частушки из Rammstein, разбредутся по цехам. И обязательно кто‑нибудь вздрогнет, проходя мимо черного-черного бункера, в котором… ну, а дальше вы знаете.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *