Вся соль Бонневилля. Превышаем допустимую скорость движения на 1000 км/ч

Ты помнишь, как все начиналось?

С тех пор, как первобытный человек впервые погнался за быстроногой антилопой и остался без ужина, проблема скорости беспокоит род людской регулярно. Приручили лошадь, догнали антилопу – но натерли мозоль на седалище.

Сделали коляску с рессорами – мягко, но управляемость не та. Заменили лошадь мотором, развязали кучу кровавых нефтяных войн – уже почти счастливы, но все равно медленно. Дороги слишком волнистые и поворотов много. Нужно быстрее, еще быстрее!

А начиналось-то все вполне мирно: 18 декабря 1898 г. благородный граф Гастон де Шаслу-Лоба откушал диетического перепелиного яичка с гусиным паштетом, запил глотком десятилетнего бурбона, вытер усы и сел в электромобиль конструкции Шарля Жанто.

Тогда, чинно проехав ровно один километр, граф установил первый в мире официально зарегистрированный абсолютный рекорд скорости – 63,149 км/ч. Селяви! Так, стартовав во Франции, движение покорителей скорости распространилось по миру, к ХХ столетию докатившись и до Америки. Тем не менее – до места с французским названием Бонневилль…

Соляные озера Юты

Воспетая в романах Майн Рида и Фенимора Купера гордая река Колорадо стекает со Скалистых гор, пересекает Юту, Неваду и мексиканскую границу – чтобы слиться с Тихим океаном. Да только последний поцелуй Колорадо и Калифорнийского залива состоялся в 1998 году в период большого половодья.

Десятилетиями жаркое солнце Юты сушит воду, не давая обмелевшей реке достичь своей цели. Сохнут и многочисленные озера, оставляя на земле ровные соляные пустоши. Понимаете, к чему клоню? Если за десяток лет реки высыхают до треска, то на что похоже озеро, засохшее еще 17 000 лет назад?

Нерукотворный блестящий плац Большого соленого озера (бывшего ледникового озера Бонневилль) похож на тщательно отполированную линзу гигантского телескопа. Идеальное место для проведения соревнований по рекордным заездам на скорость самых быстрых, мощных и бескомпромиссных гоночных автомобилей в мире.

Тех, что и в проекте никогда не оборудуются ABS, системой трэкшн-контроля, кондиционером и мини-баром с холодной кока-колой. А тормоза если и есть, то зачастую парашютного типа. 412 квадратных километров гладкого соляного шоссе с толщиной покрытия до 1,8 метра – и все к вашим услугам.

Открытие Бонневилля как гоночной трассы принадлежит Уильяму Ришелу, который вообще-то всю жизнь занимался велосипедами. Но впервые увидев бескрайние соляные глади Юты, пришел в неописуемый восторг. И понял, что велосипеды, как это сейчас принято выражаться, потенциал Бонневилля не разрешают.

С подачи Ришела легендарный пилот начала ХХ века Тедди Тезлаф в 1914 году установил неофициальный мировой рекорд скорости на автомобиле Blitzen Benz. Он разогнался до 228 км/ч – и пошло, а точнее, разумеется, поехало! Да еще как поехало!

Уже почти сотню лет (подумать только) в штат Юта регулярно приезжают сотни увлеченных и рукастых людей, способных при помощи паяльника, гаечного ключа и учебника теоретической механики заставить любой кусок железа ехать очень быстро. Здесь можно встретить фантастические ракетообразные стримлайнеры, лейкстеры в стиле гоночного ретро, одутловатые белли-танкеры, хот-роды всех мастей, даже грузовики.

Моторы на бензиновой, электрической, паровой и дизельной тяге, с турбинами и без, с прилаженными с разной степенью мастерства реактивными двигателями; встречались и силовые агрегаты, приводящие колеса за счет скрученных в спирали резиновых жгутов! Регистрация рекордов скорости ведется по 33 типам кузовов, 13 классам объема моторов и 12 видам двигателей.

Вплоть до конца 1940-х заезды проводились нелегально, по сути, власти Юты не вставляли палки в колеса болидов потому, что приток гонщиков и туристов на такие мероприятия зачастую обеспечивал скудные бюджеты нескольких провинциальных городков штата. И лишь в 1949 году, после нескольких случаев гибели пилотов, зашла речь о получении официальной лицензии и введении строгих мер безопасности.

Регламент

Ныне большинство гонок в Бонневилле контролируется крупнейшей среди организаций такого рода ассоциацией SCTA (Southern California Timing Association). У конторы богатая история – например, в 2012 году мероприятие «Land Speed Racing (LSR)» состоялось в 61-й раз. И в арбитрах ходят, безусловно, дядьки, умудренные опытом, съевшие не один пуд бонневилльской соли.

Если вы зададитесь целью детально изучить все правила и тонкости проведения любых гоночных соревнований – будь то «Формула-1», ралли «Дакар» или Nascar, то рискуете провести в библиотеке остаток своих дней. Написаны тома и тома. А вот в Бонневилле все по-другому: на первый взгляд, правил смешной минимум.

Начнем с того, что соляные гонки – это классический timeattack, когда главным и единственным соперником является время. На курсе ты будешь один, и догонять придется только ветер пустыни. Соляные треки (курсы) узковаты, а скорости до того сумасшедшие, что обгонять друг друга было бы смертельно опасно.

Далее, заявиться можно практически в любом классе. То есть до заезда никто пристально не разбирается, сколько у вас лошадиных сил под капотом или какова длина реактивной струи за кормой. Шутка, отчасти: на самом деле экстремальные стримлайнеры (а они обычно на реактивной тяге) гоняют только по второй из двух стандартных трасс Бонневилля – это так называемый LongCourse, где расстояние позволяет и разогнаться как следует, и затормозить потом.

Но исключая это исключение, добро пожаловать в любой класс. Будь ты новичок или матерый рейсер – степень крутости поначалу избираешь себе сам. Реальные результаты потом все расставят по местам.

Но вот с чем в Бонневилле не шутят, так это с безопасностью. Список требований технического контроля состоит из 56 пунктов, каждый из которых касается сохранности вашей шкуры. Опытные судьи непременно проверят все сварные швы, опоры двигателя, рычаги подвески на наличие/отсутствие трещин.

Измерят глубину протектора – и не важно, приделали вы колесики от «Левушки» или гигантские катки от грузовика. Важно, чтобы на этом шасси вы могли устойчиво разгоняться и безопасно тормозить. Вот потому-то поставить новый рекорд в Бонневилле не так-то легко – нельзя просто взять тележку от FordMustang, навесить на нее двигатели от шаттла «Индевор» и улететь в красивом пике за Скалистые горы.

Судьи не дадут. Поэтому реальные достижения доступны только слаженным командам хороших профессионалов, способных создать уравновешенные решения.

Кроме того, каждое мероприятие Бонневилля в обязательном порядке фрахтует экипажи пожарных и медиков, стоящих наготове на площадке между стартом и финишем. Если у вас порвется покрышка на скорости под 300-400 км/ч, боюсь, их участия не избежать.

В настоящее время в Бонневиле ежегодно проводится два крупных соревнования: в августе – Bonneville Speed Week и в октябре – World Finals. Средняя стоимость участия команды в мероприятии – 4-5 тыс. долларов (не считая затрат на постройку автомобиля), включая топливо: $12 за галлон (3,8 литра) бензина и $30 – галлон нитрометана.

Хронометраж

И о важном: как замеряется скорость? Вы же понимаете, что нельзя полагаться на показания спидометров гоночных машин, особенно учитывая отсутствие этого прибора на большинстве болидов. Нет, тут нужны независимые и точные датчики.

Поначалу натягивали ниточки. Да, поперек трассы на равном расстоянии тянулись тонкие веревки на высоте полуметра, обрывая которые, мчащийся болид отключал набор установленных вдоль курса хронометров. Потом судьи вычисляли разницу в показаниях, и, зная дистанцию, определяли скорость. Долго, нудно, не слишком точно.

Были и магнитные соленоиды, и даже тонкие шланги с водой, проезжая по которым, машина создавала давление в контуре и запускала хронометр. Вплоть до 90-х годов были фотоэлементы.

Сейчас в Бонневилле используют и постоянно совершенствуют систему фиксации скорости Chronologic на основе инфракрасных излучателей. Она позволяет замерять результаты с точностью до 0,001 секунды – вполне достаточно для любительского формата соляных озер. Есть электроника и поточнее, и подороже, но Бонневилль – демократичное мероприятие.

Не так уж и гладко

А сейчас несколько ушатов холодной воды… точнее, пригоршней толченой соли. Хотя озера Юты действительно от природы невероятно ровны, фактор износа никто не отменял. Сотни и тысячи болидов царапают соляное зеркало своими колесами, кроша хрупкие кристаллы на старте и при торможении. Верно и обратное – острые кромки соляного щебня быстро лохматят и рвут самые крепкие покрышки.

Ветераны Бонневилля сравнивают соляную трассу с гололедом, присыпанным коварной снежной порошей. На огромных скоростях необдуманный маневр или попавшее в соляную колею (а они со временем образуются – до нескольких сантиметров глубиной) колесо может привести к заносу и опрокидыванию автомобиля.

Чтобы поддерживать курсы Бонневилля в пригодном состоянии, работают бригады соляных дорожников. Рискуя получить солнечный удар (днем в пустынях Юты столбик градусника добирается до 60 градусов по Цельсию), ребята долбят отбойными молотками гнезда для флагштоков, ровняют поверхность драгом (спецмашина для полировки трассы) с волокушей, засыпают колеи солью и поливают водой.

И так по нескольку раз в день, на дистанции в несколько миль. Выровнять ледовую арену после хоккейного матча – детские шалости по сравнению с этой адовой работой.

Бонневилль славен своими рекордами, и всех не перечислить. Однако некоторые достойны упоминания!

Мотоциклы

Фанатов двухколесных рекордов ничуть не меньше, чем любителей хот-родов. Романтику мотоциклетных достижений ярко и поучительно воспели в Голливуде, сняв трогательную эпопею «Самый быстрый Индиан» с неподражаемым Энтони Хопкинсом в главной роли.

Сюжет основан на реальной истории новозеландца Берта Монро, который потратил 25 лет на усовершенствование и модификацию своего мотоцикла Indian Scout (модель 1920 г. в.). На нем уже пожилой Монро осуществил свою мечту – в 1967 году он установил мировой рекорд скорости для обтекаемых мотоциклов с объемом двигателя до 1000 кубических сантиметров на открытых пространствах.

Тогда был зафиксирован результат 295,44 км/ч (183,58 миль/ч), хотя во время квалификационного заезда его Indian развил скорость 331,52 км/ч (205 миль/ч). Ремарка: поршни, диски сцепления, маховики, шатуны и другие запчасти Берт Монро… делал сам вручную в своем гараже!

В 1960-х годах Боб Леппан, Алекс Тремулис и Джим Брафлодт построили мотоцикл GyronautX-1, который в 1966-1970 годах удерживал абсолютный рекорд скорости среди мотоциклов – 390 км/ч. Главным разработчиком машины был Алекс Тремулис, позже работавший на Auburn-Cord-Duesenberg, Tucker, Subaru и многие другие компании.

На данный момент рекорд для мотоциклов составляет 376,363 миль/час (605,697 км/ч), установленный Рокки «Рокетмэном» Робинсоном. Советую прочесть цифры еще раз и задуматься: 605 км/ч на хлипком куске железа, поставленном на гладкие резиновые колеса. Нет, лучше так: балансирующем на двух гладких резиновых колесах.

Тем не менее в сентябре 2014 года Джеймс Тоузленд (Британия) пообещал заскочить на денек в Юту, чтобы преодолеть «длинный курс» Бонневилля с еще большей скоростью. На мотоцикле, друзья мои, на мотоцикле…

Автомобили

Давайте сразу к большим цифрам: впервые на планете человек ехал по земле со скоростью выше 1000 км/ч в октябре 1970 года. Тогда американец Гарри Габелич на ракетном автомобиле «Голубое пламя» (Blue Flame) пересек зеркало Бонневилля, показав среднюю скорость 1014,3 км/ч. Стримлайнер «Голубое пламя» имел длину 11,3 м и вес 2250 кг. Разумеется, речь идет о ракетных двигателях, поставленных на колеса.

Экстремальный скоростной рекорд – 1229,78 км/ч на наземном управляемом транспортном средстве — был побит англичанином Энди Грином 15 октября 1997 г. на реактивном же Thrust SSC. Средняя скорость по двум заездам составила 1226,522 км/ч. Болид ускорялся при помощи двух турбореактивных двигателей «Роллс-ройс — Спей» общей мощностью 110 тысяч лошадиных сил.

С чем бы сравнить, чтобы волосы дыбом встали? Ну, например, силовая установка нефтяного танкера. Финские дизели Wartsila выдают близкие мощностные показатели, буксируя по морям-океанам миллионы тонн нефти. Правда, размером они с хороший трехэтажный дом. И цели иные – они, скорее, больше тянут, чем разгоняют.

Проще сравнивать с авиацией – сравнимые по мощности двигатели легко поднимают в воздух и ускоряют до сверхзвуковых скоростей боевые истребители (в небесах чаще говорят о тяге моторов, но параллель ясна).

А если отойти от реактивной темы? Используя классический привод на колеса, в 2001 году знаменитый Дон Веско на автомобиле «Турбинатор» промчался по Бонневиллю со скоростью 737 км/ч. Что тоже неплохо, согласитесь.

За горизонтом

Важный для англоговорящих фанатов рубеж скорости в 1000 миль/ч (1609 км/ч) еще не преодолел ни один автомобиль. И тут, как всегда, британские ученые гонщики впереди планеты всей. Буквально в то время, как вы читаете эти строки, англичане готовят суперболид Bloodhound SSC для побития тысячемильного рекорда.

Имя «Bloodhound» машина получила в честь ракеты ПВО Bristol Bloodhound 2, состоявшей на вооружении Великобритании в 1960—1991 годах. Автомобиль будет оснащен тремя двигателями: гибридный ракетный двигатель, реактивный двигатель Eurojet EJ200 (устанавливаемый на истребитель Eurofighter Typhoon) и 800-сильный 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель, накачивающий топливо и обеспечивающий электрическую и гидравлическую мощь агрегатам.

И когда они построят этого ревущего монстра, как вы думаете, куда они поедут для рекордных заездов? Вы догадались правильно. Туда, где собрана вся соль автомобильной скорости на этой планете. В Бонневилль, конечно же.

Смотрите также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *